Институт социологии
Российской академии наук

Сибирское исследование



Константиновский Д.Л.
Сибирское исследование // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 404-420.

Глава из книги: Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – 464 c.
ISBN 594881289–8

Размещена на сайте: 16.11.15

Текст статьи.


 

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Константиновский Д.Л. Сибирское исследование // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. – Москва: Новый хронограф, 2015. – С. 404-420.

Аннотация

Статья посвящена так называемому «новосибирскому исследованию», инициированному в 1960-х гг. выдающимся отечественным социологом В. Н. Шубкиным и продолжаемому в настоящее время исследователями Института социологии РАН. В результате этого многолетнего проекта, нацеленного на социальные проблемы образования и молодёжи, удалось получить уникальный для мировой социологии динамический ряд протяжённостью в полстолетия. Накопленные эмпирические материалы позволили анализировать возникавшие на протяжении десятилетий социальные, экономические, демографические проблемы разных групп молодёжи — городской и сельской, юношей и девушек, выходцев из семей, представляющих различные социально-профессиональные группы. Создалась возможность реализовать исследование как статических «срезов», позволяющих судить об ориентациях и действительных жизненных путях молодёжи в определённые периоды, в конкретных экономических, политических, социальных, демографических условиях, так и динамики ориентаций и характера жизненных путей; зависимости их от изменения во времени ведущих факторов, детерминирующих эти условия. Удалось реализовать и прогностический потенциал проекта. Первая часть статьи содержит краткий очерк научной биографии В. Н. Шубкина, описание методики исследования и структуры информационной базы. Во второй части на материалах исследования показано, что изменения, происходившие в течение 50-летнего периода, значительно модифицировали картину социальной дифференциации молодёжи. Вольно или невольно, сфера образования оказалась вовлечённой в процессы социального отбора. Результаты видны по динамике состава выпускников дневных средних (полных) школ — той части молодёжи, которая смогла достичь этого рубежа в российской образовательной системе и тем самым открыла для себя доступ к достижению статусов, требующих высокого уровня образования, к максимальным возможностям выбора жизненной карьеры и занятию ведущих позиций в обществе. Менялась роль сферы общего образования в целом в осуществлении социального лифта, в формировании социальной структуры. Статья является первой из трёх, представляющих проект в данном выпуске Ежегодника.

Ключевые слова:

молодёжь образование социальная структура жизненные траектории неравенство социальная дифференциация

Рубрики:

Социология образования
История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: