Институт социологии
Российской академии наук

Крымские татары после крымской весны: трансформация идентичностей



Мукомель В.И., Хайкин С.Р.
Крымские татары после крымской весны: трансформация идентичностей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 51—68.
ISSN 1815-8617; 2219-5467
DOI 10.14515/monitoring.2016.3.04

Размещена на сайте: 14.07.16

Текст статьи на сайте журнала URL: http://wciom.ru/fileadmin/file/monitoring/2016/133/2016_133_04_Mukomel.pdf


 

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Мукомель В.И., Хайкин С.Р. Крымские татары после крымской весны: трансформация идентичностей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 3. С. 51—68.

Аннотация

События весны 2014 г. в Крыму были схожи с тектоническим сдвигом, афтершоки которого особо болезненно воспринимаются крымскими татарами. Ключевая проблема, рассматриваемая в настоящей статье – в какой мере события того (и последующего) времени повлияли на гражданскую, региональную, этническую и конфессиональную идентичность крымских татар. Структура идентичностей крымско-татарского населения в изменившейся ситуации потерпела кардинальные изменения. Гражданская идентичность ушла на второй план: снижение доли идентифицирующих себя с Украиной не было компенсировано соответствующим ростом доли идентифицирующих себя с Россией; большинство крымско-татарского населения занимают выжидательную позицию. Крымские татары в большинстве своем так и не приняли Россию, в рамках массового опроса только 16% респондентов назвали себя россиянами. Даже среди тех, кто поддерживает идею вхождения Крыма в состав Российской Федерации, гражданская (российская) идентичность выражена слабо. Гражданской идентичности противопоставляется региональная идентичность. Традиционно неразрывные для крымских татар и занимающие первые места в структуре идентичностей этническая и региональная идентичности подверглись эрозии: среди недовольных новыми социальными условиями и порядками крымских татар все возрастающее значение приобретает конфессиональная принадлежность. Региональная идентичность замещается последней при сохранении этнической идентичности в качестве доминирующей. Статья базируется на репрезентативном опросе крымских татар, проведенном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре 2015 г. (1200 респондентов), а также качественных исследованиях, проведенных ВЦИОМ и Институтом социологии РАН летом и осенью 2015 г. (16 фокус-групп, 29 экспертных и биографических интервью).

Ключевые слова:

крымские татары идентичности гражданская идентичность региональная идентичность этническая идентичность конфессиональная идентичность crimean tatars identities civic identity regional identity ethnic identity confessional identity

Рубрики:

Этносоциология
Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: