Институт социологии
Российской академии наук

Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации



Козырева П.М., Смирнов А.И.
Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. Выпуск 3 (806). С. 158–177.
ISSN 2500-347X

Размещена на сайте: 30.10.18

Поискать полный текст на Google Academia
 

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Козырева П.М., Смирнов А.И. Предпринимательская активность в контексте задач инновационной модернизации // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2018. Выпуск 3 (806). С. 158–177.

Аннотация

Статья посвящена исследованию мотивационных аспектов предпринимательской деятельности во взаимосвязи с проблемами расширения и повышения эффективности участия бизнеса в процессах инновационной модернизации. В центре внимания находятся актуальные проблемы развития малого и среднего бизнеса, что объясняется значительным ростом его роли в реализации планов экономического развития по сравнению с другими секторами экономики. Анализ опирается на данные «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)» — многолетнего лонгитюдного исследования домохозяйств. Раскрываются предпосылки, особенности и трудности участия в предпринимательской деятельности наиболее подготовленной в профессиональном отношении части экономически активного населения России — специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Обращается внимание на то, что подавляющее большинство квалифицированных работников имеют опыт освоения новой специальности, они в разное время осваивали новые методы работы и новое современное оборудование. Многие разрабатывали и продвигали на основной или дополнительной работе предложения, связанные с улучшением выпускаемой продукции или различных технологических процессов. Но в то же время немалая их часть была занята на производстве в основном рутинным традиционным трудом средней сложности, который вряд ли способен внести хоть какую-то лепту в осуществление инновационной модернизации. Установлено, что стремление к активной предпринимательской деятельности демонстрирует сравнительно небольшая часть квалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, тогда как большинство соглашается с ролью пассивных исполнителей. Внимание акцентируется на наиболее важных причинах – как подталкивающих специалистов к предпринимательству, так и удерживающих их от этого непростого жизненного выбора. Подчеркивается особая значимость в формировании мотивов участия в предпринимательской деятельности субъективных или оценочных факторов, которые базируются не на личном опыте, а на информации общего характера. Отдельно рассматриваются причины, вынуждающие предпринимателей оставлять бизнес, отказываться от собственного дела в пользу более спокойной, предсказуемой и менее ответственной трудовой деятельности. Развитию бизнеса мешают отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства, частые изменения условий хозяйственной деятельности, ограниченность всевозможных ресурсов. Ощущая сильнейшее давление со стороны чиновников, представителей правоохранительных органов, коррупционеров, бизнес старается отгородиться от общества. При этом пока не удается безболезненно для всех участников взаимодействия согласовывать интересы населения, государства и бизнеса. Всё это еще раз убеждает в том, что, наращивая усилия по улучшению предпринимательского климата, важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированного сочетания рынка и государства, о совершенствовании механизма государственного управления экономикой. Облегчение только тех или иных бюрократических процедур оказывается недостаточно эффективным для того, чтобы бизнес-климат стал более благоприятным и предсказуемым, чтобы у большего количества россиян появилось желание открыть собственное дело и включиться в процесс инновационной модернизации. Низкий уровень предпринимательской активности является одной из наиболее серьезных причин, сдерживающих создание динамично развивающейся инновационной экономики. Установлено наличие непосредственной связи между предпринимательским успехом и инновационной активностью в сфере малого и среднего бизнеса. Возможности участия предпринимателей в инновационной деятельности во многом обусловлены их личностными ресурсами.

Ключевые слова:

активность бизнес инновация квалификация модернизация предпринимательство человеческий капитал activity business innovation qualification modernization entrepreneurship human capital

Рубрики:

Экономическая социология
Социология профессий и профессиональных групп



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: