Социологический журнал 1-2011

Социологический журнал 1-2011

Год выпуска
ФИО автора
Контекст
Где искать В журнале
Во всех публикациях

Социологический журнал. 2011. №1.

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ

М.В. Масловский. Советская модель модерна в исторической социологии Йохана Арнасона с. 5

В статье представлено формирование социологической концепции Й. Арнасона, выделены ее теоретические источники; раскрыты особенности его подхода к исследованию обществ советского типа, охарактеризованы основные положения анализа советской модели модерна.

Ключевые слова: историческая социология, советское общество, модерн, цивилизация, Й. Арнасон.

Й. Арнасон. Коммунизм и модерн / Пер. с англ. М.В. Масловского с. 10

Статья посвящена теоретическому анализу советской модели модерна. Выделяются основные интерпретации модерна в социологической теории. Рассмотрены формирование советской версии модерна, процессы социальной интеграции и дифференциации, кризисные явления в обществах советского типа. Проанализированы глобальная динамика советской модели, различные пути ее трансформации.

Ключевые слова: коммунизм, модерн, цивилизация, глобальная динамика, кризис, транзит.

К.С. Дивисенко. (Авто)биографический нарратив как коммуникативное действие и репрезентация жизненного мира с. 36

Одной из основных категорий теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса выступает жизненный мир. В статье рассматриваются структура жизненного мира, его конституирование в процессе социального взаимодействия, а также репрезентация жизненного мира в биографическом нарративе. (Авто)биографию можно рассматривать как одну из форм коммуникативного действия, что позволяет обогатить теоретико-методологические позиции биографического метода в социологии. Эти теоретические идеи могут быть рассмотрены как соединение большой теории и микроанализа социального взаимодействия и использованы в качестве методологической основы эмпирических социологических исследований.

Ключевые слова: биографический нарратив, жизненный мир, коммуникативное действие, система, Ю. Хабермас.

 МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

О.С. Грязнова, В.С. Магун. Базовые ценности российских и европейских учителей с. 53

На основе данных «Ценностного исследования Ш. Шварца» (Schwartz Value Survey), собранных в 1990-е гг., сравниваются базовые ценности российских учителей и их европейских коллег из 27 стран. Сравнение показало, что средний российский учитель крайне высоко ценит безопасность и, напротив, крайне низко ценит возможность наслаждаться жизнью и получать удовольствие. Еще по четырем ценностям российские учителя смещены к одному из краев европейского ценностного спектра: они чаще опережают других европейцев по важности личного успеха, богатства и власти, а также послушания и следования традициям, и, напротив, чаще отстают по приверженности ценностям самостоятельности, равенства, толерантности, помощи окружающим, сохранения природы. Установлено ценностное сходство россиян и представителей ряда стран, близких к России по уровню экономического и политического развития. Ценностные особенности отечественных учителей (совпадающие, как показано, с особенностями российского населения в целом) резко отличаются от распространенных идеологических стереотипов и интерпретируются авторами как культурные барьеры, препятствующие успешному функционированию и развитию российского общества.

Ключевые слова: базовые ценности, ценностная типология Ш. Шварца, межстрановые сравнения, учителя.

 

С.Г. Давыдов, Т.А. Немудров. Потребители медиа: опыт типологизации с. 74

Описываются результаты применения новой методики для сегментации потребителей медиа в двух репрезентативных всероссийских опросах, проведенных институтом «ГфК-Русь» в 2009 г. В основу методики положены три измерения: всеядность – разборчивость, традиции – инновации, социальное потребление – изолированное потребление. В результате кластерного анализа (метод K-средних) выявлены и охарактеризованы шесть устойчивых групп: инноваторы, разборчивые, интересующиеся, потребители «мыла», средние потребительски ориентированные и средние социально ориентированные.

Ключевые слова: аудитория, сегментация, потребление медиа, кластерный анализ.

СОЦИОЛОГИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

О.Н. Яницкий. Социология глазами несоциологов с. 82

В статье рассматриваются теоретико-методологические и прикладные проблемы восприятия и использования социологического знания несоциологами: специалистами естественных наук, другими учеными-гуманитариями, а также теоретиками и практиками социального активизма. Делается вывод, что социолог призван не только облегчать междисциплинарную и межорганизационную коммуникацию, добиваясь взаимопонимания и конструктивного взаимодействия между учеными и гражданскими активистами, но и стараться направлять ее на цели модернизации, перехода страны в фазу «общества знаний». Методологически это означает превращение социолога в инсайдера, а технологически — его участие в поддержании междисциплинарного диалога, в создании сетевого механизма для соединения научного, экспертного и активистского знания.

Ключевые слова: знание научное и локальное, естественные науки, социология, социальный активизм, гражданское общество, Россия.

ЭССЕ

А.М. Никулин Народнический сюжет постсоветского нарратива с. 102

Через реконструкцию биографии одного сельского респондента предпринято историко-социологическое сравнение современных сельских проблем и социальных типов с их дореволюционными народническими аналогами в ситуациях формальных и неформальных конфликтов, определяющих моральное и аморальное поведение членов местного сельского сообщества.

Ключевые слова: неформальная экономика, семейная экономика, сельская экономика, социально-экономическая дифференциация, народничество, кулак, местное самоуправление, историческая социология, рефлексивность, качественные методы исследования.

К 60-ЛЕТИЮ Г.С. БАТЫГИНА

Б.З. Докторов Г.С. Батыгин и формирование четвертого поколения советских/российских социологов с. 114

В.А. Ядов Свидетельствую: Геннадий Батыгин был со-организатором Института социологии с. 128

В.Г. Виноградский Батыгин: стилистическое танго с. 131

М.А. Мануильский Из архива «Социологических исследований» [Предисловие к публикуемой статье Г. Батыгина] с. 136

Г.С. Батыгин «Добродетель» против интереса (заметки об отражении распределительных отношений в массовом сознании) [Социологические исследования. 1987. № 3. С. 24–36] с. 139

ОБЗОРЫ, РЕЦЕНЗИИ, РЕФЕРАТЫ

О.Л. Лейбович «Сохранение социального порядка является важнейшей задачей для общества....» [рецензия на книгу В.Э. Шляпентоха] с. 157

И.В. Троцук Несколько слов о «романтизаторах мира»: типажи и идентификации интеллигенции и интеллектуалов [рецензия на сборники под ред. В.А. Куренного] с. 164

НОВЫЕ КНИГИ с. 179

АННОТАЦИИ СТАТЕЙ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с.185

СОДЕРЖАНИЕ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ с.188



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)