Молодежь новой России: ценностные приоритеты

<< назад

оглавление

>> дальше

5.3. Электоральные предпочтения российской молодежи

Предстоящая избирательная кампания 2007-2008 гг. отличается целым рядом особенностей, резко выделяющих ее среди других избирательных циклов. Она разворачивается, с одной стороны, на фоне относительного социального благополучия в обществе, а, с другой – при все более заметном росте напряженности, связанном, прежде всего, с предстоящей сменой власти в Кремле. Что касается молодежи, то особого интереса к выборам, особенно к парламентским, она не проявляет. Уже отмечалось, что число «голосующей» молодежи на выборах разного уровня чуть выше трети (36%). На прямой вопрос «За какую партию Вы проголосовали бы на выборах в Государственную Думу?» каждый второй молодой россиянин однозначного ответа не дал. Из них 22% скорее всего не пошли бы на выборы, а 27% затруднились определить партию, которой они скорее всего отдали бы предпочтение на парламентских выборах.

Голоса политически активной части молодежи в основном распределились бы между двумя партиями – «Единая Россия» и ЛДПР (32,7 % и 7,2%). Обращает на себя внимание, во-первых,  то, что уровень электоральной поддержки  «Единой России» среди молодежи заметно выше, чем среди старшего поколения (32,7% и 25,5%), во-вторых, что молодежь достаточно прохладно относится как к праволиберальным партиям (СПС и «Яблоко», которые «на двоих» набирают лишь 3%, что меньше, чем у россиян старшего возраста), так и к левым партиям КПРФ и «Справедливая Россия». За них готовы голосовать 1,7% и 3,6%, в то время как в старших когортах уровень электоральной поддержки этих партий достаточно весом – 9,0% и 6,7% (см. рис. 5.7).

Рисунок 5.7

Электоральные предпочтения представителей различных поколений россиян, %

Высокий уровень поддержки «Единой России» обусловлен, прежде всего,  тем, что значительную часть молодежи в целом устраивает то, как идут дела в стране. В первую очередь это относится к той части молодежи, которая полностью удовлетворена своей жизнью и материальным положением. Среди представителей этой группы электоральная популярность «Единой России» превышает 40%. Характерно и то, что среди благополучной молодежи самый низкий уровень абсентеизма (19%). В то время как среди тех, кто не удовлетворен своим материальным положением голосовать на парламентских выборах не собирается почти каждый третий (29%) (см. табл. 5.3). 

Таблица 5.3

Электоральные предпочтения различных социально-имущественных групп молодежи, %

 

 

Все опрошенные

Уровень материального положения

Благополучное

Удовлетворительное

Плохое

Аграрная партия России

1

0

1

1

Партия "Единая Россия"

33

41

32

25

КПРФ

2

0

2

2

 ЛДПР

7

5

8

8

Партия "Патриоты России"

0

0

0

1

Партия "Справедливая Россия: Родина-Пенсионеры-Жизнь"

4

4

3

4

Партия "Свободная Россия"

1

2

0

0

СПС

2

2

2

3

"Яблоко"

1

1

1

2

За другую

0

1

0

0

Не стал бы участвовать в выборах

22

19

22

29

Затрудняюсь ответить

27

23

28

25

 

Весьма непростым, судя по результатам настоящего исследования, представляется  для молодежи выбор главы государства. В отличие от парламентских выборов президентские выборы в России всегда рассматривались как «настоящие», «главные» выборы, результаты которых оказывают существенное влияние как на жизнь страны в целом, так и на жизнь каждого отдельного человека. Уход В. Путина придает этим выборам дополнительный драматизм. За последние годы ни в окружении президента, ни в стане оппозиции не появилось политика, сопоставимого с В. Путиным по политическому весу и влиянию. Не смотря на то, что и среди молодежи  и среди россиян старшего поколения стало чуть больше тех, кто заявляет, что в России появились авторитетные, пользующиеся доверием политики, как и 10 лет назад большинство сегодня полагает, что  таковых в России как не было, так и нет
(см. рис. 5.8).

Рисунок 5.8

Есть ли среди российских политиков авторитетные люди, которым  россияне доверяют, %

Соответственно, значительная часть, как молодых, так и старшее поколение (34,5% и 34,4% соответственно) хотели бы, чтобы на посту президента России следующий положенный срок оставался В. Путин. Возможные его преемники Д. Медведев и С. Иванов пользуются поддержкой соответственно 6,2% и 5,7% опрошенных. Примерно столько же высказываются за В. Жириновского (5,5%). Других политиков российская молодежь, судя по всему не знает. Тоже самое можно сказать и о старшем поколении. Единственное исключение составляют те, кто готов оказать поддержку Г. Зюганову (4,4%), С. Шойгу (3,7%) и Г. Явлинскому (2,3%) (см. рис. 5.9).

Сравнивая список наиболее популярных, по мнению респондентов, кандидатов на пост президента России в 1997 г. и 2007 г. можно отметить, что он, как и следовало ожидать, заметно изменился. Сегодня в нем не оказалось таких, весьма популярных 10 лет назад политиков, как Б. Немцов, Ю. Лужков, А. Лебедь. В список вошли лидеры трех старейших российских партий – В. Жириновский, Г. Зюганов, Г. Явлинский. При этом лидер ЛДПР остался «при своих», в то время, как у Г. Зюганова и, особенно, у Г. Явлинского уровень общественной поддержки заметно снизился.  Так, в 1997 году Г. Зюганова хотели видеть бы  президентом России 8,5% респондентов старшего поколения и 4,4% молодежи, сейчас – 4,4% и 0,7%. Г. Явлинского – 8,5% и 8,9%, сейчас – 2,3% и 0,4%.

Рисунок 5.9

Кого бы хотели видеть президентом страны представители различных поколений россиян, %

В случае неучастия в президентских выборах В. Путина в список фаворитов войдут Д. Медведев (12,1%), А. Иванов (8,7%), В. Жириновский(6,1%). Среди старшего поколения третье место занимает Г. Зюганов (6,0%). Но одновременно около четверти (22,0%) представителей старшего поколения и треть (32,8%) молодежи скорее всего не будут участвовать в выборы, а еще 29,5% и 24,7% не представляют кому они отдадут свой голос, если В.Путин, действительно, не будет баллотироваться в президенты
(см. рис. 5.10).

Рисунок 5.10

Кого бы хотели видеть президентом страны представители различных поколений россиян в случае неучастия в выборах В. Путина, %

Сегодня, за год до президентских выборов, наблюдается высокий уровень неопределенности и в отношении явки, и в отношении политического выбора, который сделают россияне разных возрастных групп в марте 2008 года. Иначе говоря, мнение некоторых экспертов о предопределенности выборов, о том, что россияне без раздумий отдадут свой голос тому, на кого укажет президент В. Путин, не вполне соответствует действительности.

<< назад

оглавление

>> дальше


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)