Человек – социокультурная среда: итоги 2010 года

Человек – социокультурная среда: итоги 2010 года

 

 

Т.З. Адамьянц (Институт социологии РАН, Москва)

Человек – социокультурная среда: итоги 2010 года

 

Процессы, инициируемые взаимодействиями между человеком и социокультурной средой, не могут не волновать социальных исследователей. В 2010 г., как и в предыдущие годы, многолюдные секции, посвященные проблемам социальной коммуникации, работали в рамках крупнейших социологических конференций, как общероссийских, так и зарубежных (хотя направление «Социальная коммуникация»  до сих пор не выделено РАН как самостоятельное социологическое направление). Мы можем говорить о возрастающем интересе современной социальной науки, причем самых разных направлений,  к процессам, связанным с социальной коммуникацией: социум без коммуникации невозможен, это тот незаметный, но совершенно необходимый компонент жизненной среды человека и социума, поддерживающий его существование и функционирование, так же, как незаметны, но совершенно необходимы вода и воздух.

Собирались в 2010 г. и различного рода специализированные конференции, посвященные коммуникации, задачам и методам изучения СМК, общественного мнения. Анализ тезисов проведенных конференций позволяет говорить о том, что в большинстве случаев современными исследователями изучаются отдельные, узкие стороны коммуникационных процессов и в большинстве случаев речь идет не о социальной диагностике или методах, позволяющих социальную диагностику, что, собственно, должно являться первоочередной задачей социального исследователя, а о констатации ситуации и о методах получения результатов, ценных для задач бизнеса или политики.

В последние годы в рамках самых разных гуманитарных дисциплинах произошел буквально всплеск интереса к проблемам понимания в коммуникации; при этом выдвигаются разные концепции и подходы к изучению. О том, что в социальной науке  несколько десятилетий тому назад разработана универсальная междисциплинарная концепция социальной коммуникации (семиосоциопсихологическая), позволяющая изучать именно процессы понимания и взаимопонимания, имеющая собственный метод изучения, что выгодно отличает ее от других концепций, речь идет крайне редко; складывается впечатление, что о ней вообще мало кто знает.

В 2010 году закончился проект РФФИ «Развитие коммуникативных навыков в зависимости от степени диалогичности информационной среды», продолжающий научный поиск, начатый в 60-е годы прошлого столетия в общеизвестном проекте «Общественное мнение» (тогда было опрошено 300 человек). Напомню, что одним из главных научных результатов проекта «Общественное мнение» были данные о параметрах социоментальных групп (синонимы: «группы сознания»; группы, различающиеся уровнем развития коммуникативных навыков). Группа, проявившая навыки адекватного восприятия (понимания авторской интенциональности) материалов СМК общественно-политического содержания, составила, по данным проекта «Общественное мнение»,  13,6%; эта же цифра на протяжении нескольких десятилетий подтверждалась и в последующих исследованиях.

За три года действия проекта РФФИ «Развитие коммуникативных навыков в зависимости от степени диалогичности информационной среды» (2008-2010 гг.) было опрошено около 800 человек; получены данные о параметрах социоментальных групп при восприятии художественных произведений (приведенные ниже обобщенные данные публикуются впервые в настоящем блоге). 

Высокий уровень коммуникативных навыков (адекватное восприятие) –  25% опрошенных.

Средний уровень коммуникативных навыков (частично адекватное восприятие)  –  47% опрошенных.

Низкий уровень коммуникативных навыков (неадекватное восприятие) –  28% опрошенных.

Зафиксирована тенденция к совершенствованию уровня  развития коммуникативных навыков  в связи с возрастом: показатели адекватного восприятия в группе 5-6 лет составляют 12%;  в группе 7-10 лет – 15%; в группе 11-14 лет – 20%; в группе  15-17 лет – 23%; в группе 18-25 лет – 25%; в группе 26-35 лет – 29%; в группах 36-40  и 41-59 лет – 30%, в группе 60 лет и выше  – 38%.

Подтверждены выводы проекта «Общественное мнение»: не является панацеей для высокого уровня коммуникативных навыков ни возраст, ни пол, ни уровень образования, ни место жительства, ни род занятий: это особого рода навыки ориентирования в коммуникационных процессах, которые можно и нужно развивать. 

Проведенная в рамках проекта РФФИ социальная диагностика показала, что характеристики личности знающей, творческой, ориентированной на взаимопонимание и конструктивные взаимодействия, ответственной в социальной и профессиональной сферах неразрывно связаны с высоким уровнем коммуникативных навыков.

Зафиксировано также, что большинство популярных и широко рекламируемых современных произведений ориентированы преимущественно на группы, характеризующиеся низким и средним уровнями развития коммуникативных навыков, что не способствует социоментальному развитию людей. Как особо ценные и заслуживающие поощрения (выигрыша в конкурсах, призов на викторинах, хороших оценок на экзаменах) культивируются такие варианты восприятия, при которых  внимание и запоминание сосредоточено на третьестепенных для основной интенциональности произведения деталях и подробностях (например, цвет шляпки у героини и т.д.).

В конце 2010 года на самых разных уровнях широко обсуждались итоги теста по международной программе  PISA, в котором российские школьники в очередной раз показали низкие результаты. В этой программе оценивается, цитируем, не «техника чтения и буквальное (?) понимание текста, а понимание (?) и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей». Даже из постановки задач этого проекта можно сделать вывод об их отличии от задач совершенствования коммуникативных навыков в семиосоциопсихологической трактовке: в первом случае речь идет о прагматичном развитии личности, во втором – о социоментальном.

В рамках проекта РФФИ в 2010 г. проведена серия экспериментов по изучению степени эффективности знакомства обучающихся, в доступном изложении, с основными принципами структурной организации коммуникативных актов.  Налицо повышение  уровня развития коммуникативных навыков у большинства участников эксперимента, в том числе – у детей-дошкольников.  

Массовое развитие коммуникативных навыков – это важнейшая социально-гуманитарная задача, для реализации которой необходимы мероприятия по проектированию и организации диалогического социокультурного пространства, а также  специальные обучающие мероприятия, прежде всего – для детей и молодежи. Стабильность и устойчивость нашей цивилизации смогут обеспечить только мудрые, умеющие понимать друг друга люди и соответствующие им высокоорганизованные формы коммуникации.

И в заключение – о новых ярких оттенках в интенциональности значительной части общественно-политических и информационных материалов СМК, которая стремительно вошла в российское социокультурное пространство в сентябре 2010 г. Эту интенциональность можно определить как торжествующая справедливость, стремление к правде и честной жизни, причем ее с профессиональным упоением и азартом продуцируют, с одной стороны, СМК и, с другой стороны, с удовольствием воспринимает большая часть аудитории. Почему бы не сделать эту интенциональность национальной идеей?  

 

 

 



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)