К проблеме массового развития гармоничной и социально ответственной личности

К проблеме массового развития гармоничной и социально ответственной личности

Потребность кардинальных перемен в сфере отечественного образования все явственнее проявляется и в материалах СМИ, и в реакциях наших соотечественников, и в решениях и обсуждениях властных и научных структур. И если еще совсем недавно стопором любых изменений (или хотя бы серьезных обсуждений) был факт нашего принятия, начиная с 2003 года, Болонских образовательных стандартов, то теперь, в связи с выходом из Болонской системы, а также и в связи с отстранением нас от участия в работе группы сопровождения Болонского процесса (BFUG) и членства России в любых группах и органах Единого европейского пространства высшего образования, для нас открываются расширенные возможности поиска путей и способов совершенствования отечественного образования.

Важно обсудить не только формальные особенности зарекомендовавших себя не лучшим образом требований Болонской системы, но ввести в многоуровневый анализ и разработки отечественной науки (те, которым практически не было места в установленных Болонской системой рамках) [1; 2], и предложения о возврате к лучшим наработкам советского периода, и доказательства успешности какой-то части нынешних программ. При этом важно соотнести особенности разных образовательных подходов и с особенностями влияния на особенности социализации и социальной адаптации входящей в мир личности. А это означает, как минимум, наличие у выпускников школ, колледжей, техникумов и вузов таких качеств, как стремление внести созидательную лепту в развитие и благополучие своей страны, понимание тенденций современных социальных и политических процессов, умение принимать взвешенные самостоятельные решения. Важно и умение современной молодежи распознавать и противостоять на ментальном уровне различного рода манипулятивным материалам, которыми изобилует социокультурное пространство, а для этого важны образовательные мероприятия по развитию навыков понимания латентных смыслов в сфере социальной коммуникации [3]. Стабильность и процветание обществу и стране могут обеспечить только понимающие, а значит, мудрые люди [4].

Перечень желательных достоинств (социально значимых «плюсов») для вступающего в активную жизнь человека можно было бы продолжать (мораль, нравственность, культурный уровень и т.д.), но уже и те, что мы назвали, приводят к выводу о том, что развитие многих параметров личности оставались вне поля задач образования в рамках Болонской системы и фактически отдавались на откуп случайности.

Актуальность проблемы обусловлена задачей, которая не ставится ни в одной стране мира, – задачей воспитания «гармонично развитой и социально ответственной личности» [5]. Напомним, что подобные задачи в близких формулировках на протяжении истории неоднократно заявлялись в числе первоочередных и даже экзистенционально важных для судеб нашей страны. Наступает время решать эту проблему не только на теоретическом и декларативном, но и на практическом уровне.

Литература:

  1. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., Наука. 1984.
  2. Адамьянц Т.З. Технологии сознания: накопление – или структурирование? // Мир психологии. 2018. № 2 (94). С. 114-123.
  3. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учебник для вузов. Высшее образование. 2-е изд., перераб. и доп. М. Юрайт. 2020. Текст: электронный. URL: https://urait.ru/bcode/455337 (дата обращения: 18.02.2024).
  4. Адамьянц Т.З. Т Понимание в сфере социальной коммуникации как ментальная технология // Человек. – 2023. Т.34. - № 1. С. 51-67. DOI: 10.31857/S023620070024827-6
  5. Указ Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 года. http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728

Тезисы к Сорокинским чтениям Социологического факультета МГУ 2024 «Классический университет: современные тенденции и векторы развития (на пути к 270-летию Московского университета)»



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)