Акад. РАН Е.П. Велихов: ученый, предприниматель, общественный деятель

Вчера посмотрел по «Культуре» встречу акад. Е.П. Велихова со зрителями. Это был повтор программы 2007 г. Удивительно своевременно и интересно, как будто не прошло и 13 лет со дня ее записи! И сразу в мой памяти всплыл длинный ряд встреч с выдающимися советскими учеными, П.Л. Капицей, В.Л. Гинзбургом, А.М. Прохоровым, В.И. Смирновым, С.Ю. Лукьяновым, а кто из них был всемирно известным ученым, а кто – просто доктором физико-математических или других наук значения не имело. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть старый советский фильм «Девять дней одного года». Это был коллективный, напряженный и самоотверженный труд, нацеленный на решение стратегических  проблем страны и сохранения мира.

Конечно, личный контакт, даже односторонний, имел для меня огромное воспитательное значение. Но не меньшую роль сыграла в моей судьбе научно-популярная литература, и, прежде всего, книжные серии «Великие географические открытия» и «Жизнь замечательных людей». Советская власть сделала много трагических ошибок, но того, что она унаследовала уроки эпохи Просвещения и стремилась их повторить, этого у нее не отнимешь.

Е.П. Велихов был, как он сам сказал, един в трех лицах: ученый, организатор и предприниматель. Но предприниматель, подчеркивал он, не в современном (торгашеском) смысле этого слова, а как личность, предпринимающая, создающая и организующая что-то новое, неизведанное. Велихов четко сформулировал формулу триединства научной деятельности: исследование, организация научной работы и общественная деятельность. Но не только просветительская, а именно триединая. Не случайно, что я лично познакомился с Велиховым в том же 2007 г., на одном из заседаний Общественной палаты РФ.

Но и просвещение было тогда на должном уровне. Наверное, ни в одной стране не было такой мощной научно-просветительской организации, как общество «Знание», которым опять же попеременно руководили известные советские ученые. Сегодня выход научных работ на широкое поле общественного интереса заблокирован не только мизерными тиражами наших научных журналов, но и растущей сеткой бюрократических требований и ограничений. Куда, например, делось издательство «Наука»? А в советское время тиражи научных и просветительских изданий измерялись десятками тысяч экземпляров.

И это «расточительство» имело поразительные результаты. Однажды я случайно встретился с русской семьей, бежавшей из одной из среднеазиатских республик бывшего СССР. Глава семьи (не академик, а просто квалифицированный рабочий), взял с собой, помимо самого необходимого на время пути в РФ тираж всего журнала «Наука и жизнь» за несколько лет! Дом, мебель, домашняя утварь и др. были брошены, а тираж, весивший более 100 кг, этот человек взял с собой.

Сейчас много говорят и пишут о значении исторической памяти, имея в виду, прежде всего, Великую отечественную войну 1941-45 гг. Я полностью с этим согласен, за одним исключением: почему так мало и неохотно говорят и пишут о роли тыла? Ведь фронт и тыл были неразделимы.

Но есть и другой, не менее важное слагаемое этой исторической памяти: личный пример и личный опыт. Когда началась та война, Сталин поручил моему дяде, тогда вице-президенту АН СССР, организовать эвакуацию института советской науки на Восток. А это были не только сотни ученых и их семей, десятки научных учреждений и необходимых производств вместе с их персоналом и т.д. Всех их надо было не только эвакуировать, но и разместить, накормить и сделать все, чтобы они как можно быстрее включились в работу для фронта.

Мы были в эвакуации в Казани, где мама стала сначала начмедом, а потом начальником госпиталя. Я приходил туда почти каждый вечер, когда получалось, то с гостинцами для раненых. Так что я, восьмилетний подросток, увидел страшную изнанку той войны, конечно, только ее часть, но этого было достаточно, чтобы сформировать мое,  еще детское мировосприятие.

Акад. Е.П. Велихов был абсолютно прав: всякая социальная среда является воспитателем человека, и поэтому ее надо сознательно строить и направлять. А бесконечный поток рекламных клипов по телевидению и в социальных сетях – не лучший воспитатель современного поколения миллениалов.

01.02.2020


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)