Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования ...

Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования ...



Пронина Е.И.
Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 71–76.
ISSN 2221-2795
DOI 10.24158/spp.2021.9.10
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46702759

Размещена на сайте: 26.11.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2021/9/sociology/pronina.pdf (дата обращения 26.11.2021)



Ссылка при цитировании:

Пронина Е.И. Тенденции формирования социально-профессиональных навыков и компетенций школьников в период значимых социальных изменений в сфере образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 9. С. 71–76.
DOI: 10.24158/spp.2021.9.10

Аннотация

В статье анализируется влияние школы и школьного образования на формирование у старшеклассников навыков и компетенций, способствующих социально-профессиональному становлению личности. Работа подготовлена на основе авторского исследования, проведенного в 2020 г. среди учащихся 8–11-х классов московских школ, и посвящена профессиональной социализации обучаемых. Опрос показал, что школа активно участвует в формировании у старшеклассников социально значимых качеств, которые должны способствовать успешной профессиональной социализации. Прежде всего это умение творчески подходить к решению оригинальных и сложных задач, ставить цели и реализовывать их, общаться. Также школа успешно формирует такие качества, как дисциплинированность, ответственность, добросовестность и коллективизм. Старшеклассники рассматривают как значимые для себя вопросы приобретения профессии, собственного жилья, создания семьи, поиска места в жизни и т. п. Одной из выявленных важных воспитательных проблем школьной программы выступает недостаточное внимание к развитию стрессоустойчивости учащихся. Для ее решения предлагается координация усилий всех субъектов образовательного процесса: ученых, экспертов, лиц, принимающих решения, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей и непосредственно школьников. Один из главных выводов исследования: сегодня школа в условиях перманентного процесса реформирования образования принимает посильное участие в формировании у старшеклассников социальных навыков. Однако наблюдается недостаточно выраженная роль школы в осуществлении профессионального ориентирования. В связи с этим желательно активизировать взаимодействие школы с другими субъектами воспитания для повышения эффективности профессиональной социализации.

Ключевые слова:

старшеклассники школьники профессиональные навыки умения компетенции образование формирование личности семья школа социализация high school students schoolchildren professional skills, skills, competencies, education, personality formation family school socialization

Рубрики:

Социология образования
Социология личности



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2022. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)