Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев Ламажаа Ч.К.Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 178-194.DOI 10.25178/nit.2021.3.14ISSN 2079-8482РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46526813Размещена на сайте: 23.12.21 Поискать полный текст на Google Academia Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Ламажаа Ч.К. Тува как лимитрофная зона: язык, религия и идентификация тувинцев // Новые исследования Тувы. 2021, № 3. С. 178-194.DOI: 10.25178/nit.2021.3.14Lamazhaa Ch.K-o. Tuva kak limitrofnaia zona: iazyk, religiia i identifikatsiia naseleniia [Tuva as a limitrophe zone: language, religion and people’s identity]. New Research of Tuva, 2021, no. 3, pp. 178-194 (In Russ.). DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.3.14АннотацияВ статье Тува рассматривается как лимитрофная зона — территория, которая находится между цивилизациями, испытывает их влияние в разных аспектах социокультурной жизни населения, не входит полностью ни в одно цивилизационное поле, а остается в пограничном положении. Это становится очевидным, если анализировать разные сферы социокультурной жизни региона. С одной стороны, Тува много веков развивалась как часть территории Внутренней (или Центральной) Азии кочевников, шаманистов, буддистов. С другой стороны, она уже два века также является и частью российской цивилизации. В жизни населения в разных аспектах доминируют разные цивилизационные влияния, что приводит к тяготению Тувы в разных вопросах к разным цивилизационным общностям. В данной статье на обширном библиографическом материале, а также данных авторских эмпирических исследований рассмотрены цивилизационные влияния в сфере языков, распространенных у тувинцев — большинства населения республики, а также их религиозная приверженность и самоидентификация. В каждой из тем анализ включает историческую ретроспекцию, которая позволяет увидеть исторический выбор тувинцев в том или ином вопросе, появление того или иного фактора, его особенности. Отмечается, что в сфере языка у тувинцев некоторое время существовал ограниченный тувинско-монгольский билингвизм, который затем сменился тувинско-русским и имеет тенденцию к постепенной смене с поколениями к изменению на русско-тувинский. Российское цивилизационное влияние в сфере языка увеличивается. Тем не менее также увеличивается влияние тибето-буддийской цивилизационной общности, частью которой считают себя тувинцы-буддисты. Влияние китайской цивилизации минимально, в отличие от тех политических последствий, к которым привела политика китайской империи. Родство с монгольской культурой у тувинцев есть, но оно ограничивается различиями языковых семей народов. Религиозные предпочтения тувинцев в свою очередь отчуждают их от других тюрков мира, большинство из которых приверженцы ислама. Эти и другие факторы также поддерживают чувство особой тувинской этнической идентичности населения.Ключевые слова: тувинцы тува лимитрофная зона цивилизация российская цивилизация внутренняя азия межцивилизационное взаимодействие билингвизм буддизм тувы цивилизационная идентификация tuvans tuva limitrophe zone civilization russian civilization inner asia intercivilizational exchange bilingualism buddhism in tuva civilizational identification Рубрики: Политическая социологияРегиональная социологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:Ламажаа Ч. К., Бичелдей У.П.Основные характеристики тувинского буддийского паломничества рубежа XIX‑XX веков // Новые исследования Тувы. 2021, № 2. С. 6-17.Валиахметов Р. М., Баймурзина Г. Р., Туракаев М. С., Самба А. Д.Этносоциальные особенности занятости населения в республиках Тува и Башкортостан // Новые исследования Тувы. 2021. № 4. С. 206-222. DOI: https://www.doi.org/10.25178/nit.2021.4.15Мчедлова М. М.Ислам в российской цивилизационной традиции: единство культурного поля и современность // Реформы образования мусульман Евразии от Хусаина Фаизханова до Исмаила Гаспринского: исторический опыт и современная актуальность. Материалы Юбилейной Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Фаизхановские чтения. Москва, 12 декабря 2014 г. / Отв. ред. Ш.Р. Кашаф. Ч. 2. – М. : ИД Медина, 2015. C. 48-60.Дацышен В. Г.Народы Саяно-Алтая и проблемы национально-государственного строительства в первой четверти ХХ в. // Народы Алтая в социокультурном пространстве России на рубеже эпох. Сборник статей, посвященный 30-летию со дня образования Республики Алтай и 265-летию добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства / Редколлегия: М.С. Дедина, С.Д. Дилекова, Н.В. Екеев (отв. ред.), Э.В. Енчинов, М.С. Каташев, А.А. Конунов, Б.Б. Саналова, А.Э. Чумакаев. – Горно-Алтайск: БНУ РА Научно-исследовательский институт алтаистики им. С.С. Суразакова, 2021. С. 58-69. Сетевое электронное научное изданиеМасловский М. В.Новые направления исследований цивилизационной политики российской правящей элиты // Власть и элиты. 2021. Т. 8, № 2. С. 5–20. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 80+9= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10 ↑