Социокогнитивная экспертиза инициативы по обезличиванию дизайна алкоголя

Социокогнитивная экспертиза инициативы по обезличиванию дизайна алкоголя



Бабич Н.С., Батыков И.В.
Социокогнитивная экспертиза инициативы по обезличиванию дизайна алкоголя // Вестник Биомедицина и социология. 2021. Т. 6, № 4. С. 6-19.
ISSN 2618-8783
DOI: 10.26787/nydha-2618-8783-2021-6-4-6-19
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47484889

Размещена на сайте: 02.02.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Бабич Н.С., Батыков И.В. Социокогнитивная экспертиза инициативы по обезличиванию дизайна алкоголя // Вестник Биомедицина и социология. 2021. Т. 6, № 4. С. 6-19.
DOI: 10.26787/nydha-2618-8783-2021-6-4-6-19

Аннотация

В статье предлагается результат основанной на когнитивном подходе социологической экспертизы инициативы по обезличиванию дизайна алкогольных напитков. Существующие исследования показывают, что обезличенные бутылки снижают привлекательность алкогольных брендов и способствуют фокусировке внимания на предупреждающих надписях. В данный момент существует проект введения стандартизированного дизайна алкогольных напитков в России, однако остается не исследованным наличие в нашей стране благоприятных условий для возникновения когнитивного сопротивления социальным воздействиям подобного рода. Авторами рассматривается феномен «когнитивного сопротивления» как блокировки индивидами определенного поведения, которое стимулируется с помощью целенаправленного внешнего воздействия на них. Статья посвящена проверке гипотезы о том, что в современной России существуют благоприятные условия, стимулирующие когнитивное сопротивление в отношении не только манипулятивных, но и позитивных социальных воздействий, таких как продвижение здорового образа жизни. Представлены результаты эмпирического исследования, цель которого состояла в проверке гипотезы о наличии такого сопротивления. Использовался метод опросного эксперимента типа «расщепленного опроса» («split ballot»). Полевые работы проводились с 27 июля по 3 августа 2015 года Автономной некоммерческой организацией «Центр экспертных исследований рынка» в форме интернет-опроса на выборке совершеннолетних жителей России, рекрутированной из онлайн-панели anketer. org. В эксперименте использовалось деление выборки на две рандомизированных группы, каждая объемом по 500 человек. В ходе массового опроса экспериментальной группе были предложены обезличенные дизайны алкогольных продуктов, а контрольной группе - традиционные дизайны. Анализ результатов исследования подтверждает существование феномена когнитивного сопротивления в российском обществе на примере обезличенного дизайна алкогольных напитков. Для смоделированного случая бутылок алкоголя при определенных обстоятельствах это может даже привести к полному отсутствию эффекта от дорогостоящей и сложной меры социального воздействия. Обнаруженный эффект может также свидетельствовать о существующем в России сниженном спросе на государственный патернализм в области личного выбора.

Ключевые слова:

когнитивное сопротивление аддиктивное поведение обезличенный дизайн социальный маркетинг поведение потребителей социальная профилактика cognitive resistance addictive behavior plain design social marketing consumer behavior social prevention

Рубрики:

Социальная политика и управление
Социология медицины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: