Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I Ищенко Н.С.Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 110-117.Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.DOI 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.10ISBN 978-5-89697-381-2Размещена на сайте: 08.02.22Текст статьи. Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Ищенко Н.С. Возвращение короля или воцарение самозванца? Византийский прообраз истории Лжедимитрия I // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 110-117.DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.10АннотацияВ монархической Европе, Византии и Руси существует в двух противоположных вариантах один и тот же сюжет о возвращении трона. В Европе он разыгрывается как возвращение короля, в Византии и на Руси — как воцарение самозванца. Подобная инверсия в одном случае и сходство в другом тем более интересно, что византийский принцип наследования ближе к европейскому, чем к русскому. Сюжет о возвращении короля был использован Шекспиром в пьесах «Макбет» и «Ричард III», где изгнанный принц возвращает себе корону с помощью иноземного войска, что воспринимается европейской аудиторией как однозначно счастливый финал. В византийской и русской истории этот сюжет инвертирован: возвращение короля реализуется как воцарение самозванца, начало полномасштабной катастрофы. По этому сценарию развиваются события воцарения в Константинополе царевича Алексея с помощью армии крестоносцев в 1204 г., и воцарение Лжедмитрия в 1605 г. в захваченной с помощью польского войска Москве. Исторические события преломляются в народном сознании греков и русских как история о самозванце, которая начинается там, где заканчивается европейский сюжет. В монархической Европе, Византии и Руси существует в двух противоположных вариантах один и тот же сюжет о возвращении трона. В Европе он разыгрывается как возвращение короля, в Византии и на Руси — как воцарение самозванца. Подобная инверсия в одном случае и сходство в другом тем более интересно,что византийский принцип наследования ближе к европейскому, чем к русскому. Сюжет о возвращении короля был использован Шекспиром в пьесах «Макбет» и «Ричард III», где изгнанный принц возвращает себе корону с помощью иноземного войска, что воспринимается европейской аудиторией как однозначно счастливый финал.В византийской и русской истории этот сюжет инвертирован: возвращение короля реализуется как воцарение самозванца, начало полномасштабной катастрофы. По этому сценарию развиваются события воцарения в Константинополе царевича Алексея с помощью армии крестоносцев в 1204 г., и воцарение Лжедмитрия в 1605 г. в захваченной с помощью польского войска Москве. Исторические события преломляются в народном сознании греков и русских как история о самозванце, которая начинается там, где заканчивается европейский сюжет.Ключевые слова: византия россия возвращение короля культурные архетипы лжедмитрий i падение константинополя династический принцип самозванчество byzantium russia, the return of the king cultural archetypes false dmitry i the fall of constantinople dynastic principle imposture Рубрики: История и теория социологииВозможно, вам будут интересны другие публикации:Даренский В.Ю.Трансформация образа Византии в русской историософии // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 84-101.Костин Н.О. Эпистолярный жанр как кросс-культурный механизм философской мысли: переписка Геннадия Схолария и Георгия Бранковича // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 437-444.Бирюков Д. С., Хахалова А. А.Два византистских проекта девятнадцатого века и один двадцатого: И.В. Киреевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 102-109.Исаков А. Н.Достоевский и Ницше: два образа сверхчеловека // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 30-34.Подъячев К. В.К вопросу об аксиологических проблемах социально-политического развития современной России // Человек и современный мир. 2018. № 11 (24). С. 155-167. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 40+8= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10 ↑