Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского ...

Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского ...



Ноговицин О.Н.
Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 360-387.

Глава из книги: Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — 484 с.
ISBN 978-5-89697-381-2
DOI 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.35

Размещена на сайте: 10.02.22

Текст статьи.



Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Понятия природы, сущности, ипостаси и лица в византийском богословии начала — середины VI века: интерпретация 21–22 параграфов 7 главы Арбитра Иоанна Филопона и второй половины 1 главы Против несториан и евтихиан Леонтия Византийского // Византия, Европа, Россия: социальные практики и взаимосвязь духовных традиций. Архив конференции. Выпуск 1: материалы международной научной конференции (Санкт-Петербург, 1–2 октября 2021 г.) / Отв. ред. О.Н. Ноговицин; ФНИСЦ РАН; РХГА. — СПб.: Издательство РХГА, 2021. — С. 360-387.
DOI: 10.19181/conf.978-5-89697-381-2.2021.35

Аннотация

В статье дается анализ истолкования знаменитым философом- неоплатоником и богословом-монофизитом Иоанном Филопоном основных богословских понятий «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в 21 и 22 параграфах 7 главы его главного христологического трактата «Арбитр». В данном тексте Филопон применяет методологию школьного философского комментария, чтобы сделать перевод значений указанных понятий, сложившихся в ходе их использования христианскими богословами, на философский язык. Цель Филопона состоит в том, чтобы прояснить смысловое содержание этих понятий в христологии и триадологии, а также показать, что такое прояснение может служить основанием примирения монофизитов и халкидонитов на основе единого богословского словаря, истолкованного в духе монофизитского богословия. В статье показывается, что богословский язык, который Филопон подвергает процедурам философского анализа, имеет в основном халкидонитское происхождение. В качестве примера В статье дается анализ истолкования знаменитым философом-неоплатоником и богословом-монофизитом Иоанном Филопоном основных богословских понятий «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в 21 и 22 параграфах 7 главы его главного христологического трактата «Арбитр». В данном тексте Филопон применяет методологию школьного философского комментария, чтобы сделать перевод значений указанных понятий, сложившихся в ходе их использования христианскими богословами, на философский язык. Цель Филопона состоит в том, чтобы прояснить смысловое содержание этих понятий в христологии и триадологии, а такжеп оказать, что такое прояснение может служить основанием примирения монофизитов и халкидонитов на основе единого богословского словаря, истолкованного в духе монофизитского богословия. В статье показывается, что богословский язык, который Филопон подвергает процедурам философского анализа, имеет в основном халкидонитское происхождение. В качестве примера использования и прояснения такого языка применительно к тем же понятиям «природы», «сущности», «ипостаси» и «лица» в статье проанализировано халкидонитское толкование этих понятий во второй половине 1 главы трактата Леонтия Византийского «Против несториан и евтихиан» и представлены источники данного толкования в богословской, прежде всего у Иоанна Кесарийского, и в философской традиции.

Ключевые слова:

иоанн филопон леонтий византийский христология монофизиты халкидониты природа сущность ипостась лицо общая и частная сущность john philoponus leontius of byzantium christology monophysites chalcedonites nature essence hypostasis person common and particular essence

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: