Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Университетские традиции в условиях внедрения образовательных инноваций: исследовательский кейс ТюмГУ



Акулич М.М., Подлесная М.А., Ильина И.В.
Университетские традиции в условиях внедрения образовательных инноваций: исследовательский кейс ТюмГУ // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 1 (19). С. 74-90.
DOI 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90
ISSN 2587-8484
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48020697

Размещена на сайте: 09.03.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://siberian-socium.utmn.ru/issues/2022-tom-6/1_19/1107794/ (дата обращения 09.03.2022)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Акулич М.М., Подлесная М.А., Ильина И.В. Университетские традиции в условиях внедрения образовательных инноваций: исследовательский кейс ТюмГУ // Siberian Socium. 2022. Том 6. № 1 (19). С. 74-90.
DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90
Akulich M.M., Podlesnaya M.A., Ilyina I.V. University traditions in the context of the introduction of educational innovations: the research case of the University of Tyumen. Siberian Socium. 2022. Vol. 6. No. 1 (19). Pp. 74-90. DOI: 10.21684/2587-8484-2022-6-1-74-90

Аннотация

Институт высшего образования в России переживает процесс кардинальной модернизации, в ходе которой происходит реформирование его форм и содержания, сложившихся на протяжении длительного времени. Трансформируются также цель и ценности образования: идея служения и формирования целостной личности подменяется понятиями услуги, прибыли и конкурентоспособности. Новизна работы заключается в исследовании инноваций в высшем образовании посредством изучения вуза как организации с уже имеющимися исторически сложившимися традициями. В статье впервые на примере конкретного университета проанализированы соотношения существующих традиций с внедряемыми инновациями. Ее цель — рассмотреть традиции на примере отдельно взятого вуза, переживающего этап инновационного развития, определить, насколько традиции соотносятся с внедряемыми инновациями, а также как меняется роль университетских традиций в данной ситуации. Использована авторская типология исследовательских подходов, основанная на идеях М. Рокича, Ф. Клакхон и Ф. Стродбека, методологических наработках Ш. Шварца, Р. Инглхарта. В статье представлены результаты межвузовского исследования, в котором изучались ценностные ориентации студентов и преподавателей вуза, трансформации его традиций в связи с модернизацией образования в целом и введением отдельных инноваций в частности. Особенно интересным представляется кейс Тюменского государственного университета — вуза, который в 2015 г. вошел в проект «5-100» и начал активную модернизацию и введение инноваций в образовательный процесс. В статье приведены результаты глубинных экспертных интервью с руководством, преподавателями ТюмГУ (n = 60), а также анализ данных массового опроса студентов (n = 743). В ходе исследования было выявлено, что университет ориентируется прежде всего на инновационное развитие; постепенно оформляется запрос на новый тип университета и соответствующей личности. В условиях развития ТюмГУ меняются не столько сами традиции, сколько их роль. Университет в целом не нацелен на воспроизводство традиций, отдавая предпочтение инновационным образовательным процессам.

Ключевые слова:

социология образования университет университетская среда традиция инновация образовательная традиция ценности образования исследовательский кейс sociology of education university university environment tradition innovation educational tradition values of education research case

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: