Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия



Харченко К.В.
Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия // Мониторинг общественного мнения. 2022. № 1. С. 158–175.
DOI 10.14515/monitoring.2022.1.1870
ISSN 2219-5467
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48341451

Размещена на сайте: 14.03.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1870 (дата обращения 14.03.2022)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Харченко К.В. Удовлетворенность старшеклассников школой: слагаемые, факторы, следствия // Мониторинг общественного мнения. 2022. № 1. С. 158–175.
DOI: 10.14515/monitoring.2022.1.1870
Kharchenko K.V. Satisfaction of High School Students with School: Terms, Factors, Consequences. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2022. No.1. P. 158–175. https:// doi.org/10.14515/monitoring.2022.1.1870. (In Russ.)

Аннотация

В статье представлены результаты двух социологических исследований удовлетворенности старшеклассников условиями обучения в школе, которые проводились на основе репрезентативной выборки в образовательных организациях Белгородской области в 2018 и 2019 гг. Обзор российских и зарубежных исследований удовлетворенности школой позволил определить специфику социологического подхода, который, в отличие от психологического, в большей мере ориентирован на внешнюю среду социального взаимодействия и на социальное управление. Раскрыта роль категории удовлетворенности в измерении эффективности образовательной системы. Сравнение результатов двух исследований позволяет говорить об отсутствии позитивной динамики и даже о некотором снижении удовлетворенности. Выявлено, что среди частных аспектов удовлетворенности слабыми звеньями являются качество учебников и школьного питания. Среди проблем наибольшее негативное влияние на удовлетворенность оказывают перегрузка старшеклассников, непонимание со стороны учителей и шумная обстановка в классе. Удовлетворенность коррелирует с активностью участия в жизни школы, а также, в несколько меньшей степени, с успеваемостью. Также удовлетворенность прямо пропорциональна функциональной грамотности, особенно таким ее элементам, которые подразумевают субъектность. Подчеркивается, что удовлетворенность формирует не только организационную лояльность в настоящем, но и социальный потенциал организации на перспективу. В заключении показано, как результаты измерения удовлетворенности могут транслироваться в плоскость управленческих решений

 

Ключевые слова:

удовлетворенность школа старшеклассник метод индексов социальная активность субъектность satisfaction school senior students method of indices public activity subjectivity

Рубрики:

Социология образования
Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: