Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи

Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи



Зубок Ю.А., Чанкова Е.В.
Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18–30.
ISSN 2072-3016
DOI: 10.21685/2072-3016-2022-1-2
EDN: WMHQDW
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=48308151

Размещена на сайте: 14.04.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Зубок Ю.А., Чанкова Е.В. Динамика ценностей общения в коммуникативном пространстве молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022. № 1. С. 18–30.
DOI: 10.21685/2072-3016-2022-1-2
EDN: WMHQDW

Аннотация

Актуальность исследования определяется дина- мическими процессами современного российского общества под влиянием различ- ных факторов, главный их которых – пандемия. Исследование динамики ценностей общения молодежи в период с допандемического 2017 г. до острого периода панде- мии в 2021 г. позволила выявить такие характеристики коммуникативного простран- ства молодежи, которые определяют вектор социокультурного развития и ближайше- го будущего российского общества. Цель исследования – выявление связи типов культуры и ценностей общения в характеристиках коммуникативного пространства молодежи. Материалы и методы. Применены концепции социального простран- ства П. Бурдье, информационного общества М. Кастельса, культурного пространства молодежи и социокультурных механизмов формирования и воспроизводства соци- альной реальности В. И. Чупрова и Ю. А. Зубок, коммуникативной компетентности личности в изменяющейся социальной реальности Е. В. Чанковой. Методика иссле- дования опирается на сравнительный анализ данных двух репрезентативных эмпири- ческих исследований Центра социологии молодежи Института социально-политиче- ских исследований Федерального научно-исследовательского социологического цент- ра Российской академии наук в 2017 г. (n = 803, опрошена молодежь 15–29 лет в 28 населенных пунктах 7 регионов РФ, опрос осуществлен методом личного интер- вью) и в 2021 г. (n = 1640, опрошена молодежь 15–29 лет в 133 населенных пунктах 11 регионов РФ, опрос осуществлен методом личного интервью). Результаты. В представленном анализе отражены сравнительные данные о ценностях общения в аспекте терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности включают такие целевые ориентации, как внутренняя потребность в общении, полу- чение радости и удовольствия от взаимопонимания. Инструментальные же ценности- средства направлены на оснащение общения конкретными способами и формами, на получение полезных прагматических результатов, включая полезные связи. Пред- ставлены в сравнительном аспекте корреляционная зависимость между типом куль- туры, с которой респонденты себя идентифицируют, и теми ценностями общения, которые они заявляют как значимые. Завершает эмпирическое сравнительное пред- ставление данных о корреляционной зависимости между ценностями общения ре- спондентов и количеством времени, которое они проводят в Интернете. Эмпириче- ские данные представляют собой триаду зависимостей между ценностями общения, которые заявляет о себе опрошенная молодежь, типами культуры, в которых моло- дые люди проявляют свои универсальные культурные потребности, и тем, как это находит отражение в количестве времени, посвящаемом ими Интернету.

 

Ключевые слова:

молодежь коммуникативное пространство типы культуры youth communicative space types of culture

Оглавление

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: