Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года)

Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года)



Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А.
Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2. С. 275-290.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-2-275-290
EDN: QGQQJD
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49174399

Размещена на сайте: 16.09.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journals.rudn.ru/sociology/article/view/31343 (дата обращения 16.09.2022)



Ссылка при цитировании:

Назаров М.М., Иванов В.Н., Кублицкая Е.А. Социальные представления о covid-19 в условиях нестабильной информационной среды (исследование середины 2021 года) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 2. С. 275-290.
DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-2-275-290
EDN: QGQQJD

Аннотация

Актуальность изучения социальных следствий covid-19 определяется тем, что это трансформирующее событие повлияло на самые разные стороны жизни российского общества. В статье приведены результаты опроса о коронавирусной инфекции, проведенного среди жителей столичного мегаполиса в середине 2021 года. Подавляющее большинство респондентов рассматривали коронавирус как опасное заболевание, к которому следует относиться со всей серьезностью. Феномен коронавируса в силу своей сложности, слабой изученности и массовости распространения приобрел не только медико-биологическое, но и политико-экономическое и медийное измерение. Информационное поле о происхождении, источниках и мерах борьбы с заболеванием испытывало изменения во времени и было зачастую противоречивым. Типологический анализ показал, что в обществе существует несколько групп с разными социальными представлениями о происхождении, мерах борьбы и социальных последствиях covid-19. Значительная по численности группа — около половины респондентов — разделяли представления, во многом альтернативные по отношению к официальной и доминирующей в информационном поле интерпретации коронавируса. Исследование показало, что широкое согласие с опасностью коронавируса сочеталось с приоритетом личного выбора средств борьбы с ним. Большинство опрошенных (61 %) было против введения обязательной вакцинации: среди наиболее популярных мотивов — сомнения в ее эффективности и опасения побочных эффектов; приоритет индивидуального выбора и прав граждан, нежели государства. Была обнаружена статистически значимая связь между отношением к обязательной вакцинации и доверием к власти: невысокий уровень согласия с обязательной вакцинацией очевидным образом соотносится с низким уровнем доверия к ведущим социально-политическим институтам. Показано, что российский медийный дискурс о необходимости массовой вакцинации сопровождался широким распространением построений, жестко дифференцирующих российских граждан, что не может не вызывать озабоченности в связи с задачами обеспечения социальной стабильности и единства общества.* ©

Ключевые слова:

социальные представления медиа интернет социальные сети инфодемия коронавирус вакцинация covid-19 social representations media internet social networks infodemia coronavirus vaccination

Рубрики:

Социология риска и катастроф
Социология коммуникаций



Возможно, вам будут интересны другие публикации: