Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы

Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы



Письменная Е.Е., Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г., До Хыо Ланг
Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы // Вопросы управления. 2022. № 3 (76). С. 60–75. URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5.
ISSN 2304-3369
DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75
EDN: QRTAXV
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49423786

Размещена на сайте: 20.10.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5 (дата обращения 20.10.2022)



Ссылка при цитировании:

Письменная Е.Е., Рязанцев С.В., Кузнецов Н.Г., До Хыо Ланг Россия на рынке образовательных услуг стран Юго-Восточной Азии: возможности и перспективы // Вопросы управления. 2022. № 3 (76). С. 60–75. URL: https://journal-management.com/issue/2022/03/5.
DOI: 10.22394/2304-3369-2022-3-60-75
EDN: QRTAXV

Аннотация

Одним из направлений развития российской системы высшего образования является государственная политика по привлечению учебных мигрантов в Россию, расширение академической мобильности и интеграции отечественных университетов в глобальное пространство. С учетом того, что демографический потенциал традиционного для России источника мигрантов - стран СНГ - ограничен, необходимо расширять присутствие российского образования на рынках динамично развивающихся стран с молодым населением. В статье проанализирован социально-демографический потенциал Юго-Восточной Азии (ЮВА) в качестве перспективного региона для продвижения российского образования за рубежом. Целью работы является оценка целесообразности продвижения российского образования непосредственно в регион ЮВА в привязке к задачам Российской Федерации по росту числа иностранных студентов в стране, а также выявление основных факторов, влияющих на процесс выбора образования за рубежом молодежью из указанного региона, на примере вьетнамской молодежи. Исследование базируется на сочетании статистического и качественного анализа демографических показателей, сведений о стипендиальной политике Российской Федерации в регионе, а также включает в себя данные, полученные в результате социологического опроса и материалы глубинных интервью со специалистами в области образования. В статье показано, что ЮВА сохранит свой значительный демографический потенциал в долгосрочной перспективе, отмечены определенные моменты, указывающие на неэффективность политики предоставления Россией квот на обучение для стран региона, проанализированы ключевые факторы, которые влияют на выбор образования за рубежом. Выявлена высокая степень склонности к учебной миграции из региона, обусловленная невысоким качеством высшего образования и востребованностью выпускников, дана оценка факторам «второго порядка», таким как доступность и качество досуга, государственных и медицинских услуг и др. Сформулированы рекомендации по корректировке политики продвижения отечественного образования в регионе, среди которых создание институциональных условий для трудоустройства иностранных выпускников российских вузов, формирование сектора экономики в ЮВА, связанного с Россией, повышение гибкости стипендиальной политики, сопровождение процесса поступления в вузы для иностранцев, а также продвижение образа России как страны с современными комфортными для жизни условиями, богатой культурой, широкими возможностями для досуга.

Ключевые слова:

высшее образование образовательная миграция государственная политика юго-восточная азия вьетнам российские вузы молодежь higher education educational migration state policy southeast asia vietnam russian universities youth

Рубрики:

Социология управления
Политические институты



Возможно, вам будут интересны другие публикации: