Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм?

Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм?



Малинкин А.Н.
Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм? / пер. с нем. и коммент. А.Н. Малинкина // Дискурс. 2021. Т. 7, № 5. С. 5-24.
ISSN 2412-8562
DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-5-5-44
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=47195148

Размещена на сайте: 23.11.22

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Малинкин А.Н. Концепция пророческого социализма Макса Шелера. Шелер М. Пророческий либо марксистский социализм? / пер. с нем. и коммент. А.Н. Малинкина // Дискурс. 2021. Т. 7, № 5. С. 5-24.
DOI: 10.32603/2412-8562-2021-7-5-5-44

Аннотация

В статье анализируются концептуальные основы «пророческого» социализма Макса Шелера (1874-1928). Рассматриваются основные принципы новой по тем временам политически-идеологической доктрины, призванной стать, по замыслу ее создателя, «противоядием» марксизму. Автор анализирует аргументацию Шелера, направленную, с одной стороны, против социализма в марксистской трактовке, с другой - на доказательство правомерности использования терминов «христианский социализм» и «христианский пророческий социализм». Социализм Шелер противопоставляет в первую очередь индивидуализму, который он истолковывает в социально- и нравственно-философском смыслах, и лишь во вторую - либерализму и капитализму. Социализм и индивидуализм, предстающие ныне как антагонистические тенденции социокультурного развития, - это для него два одинаково необходимых и взаимосвязанных сущностных начала общественного бытия человека, понимаемого как духовно-телесное социальное существо. Индивидуалистические тенденции, считает Шелер, возобладали над социалистическими на Западе в Новое время, поэтому социализм в его марксистской трактовке и оказался столь востребованным в конце XIX и начале XX вв. Но уничтожение частной собственности противно христианству. «Принудительный коммунизм» несет с собой не рай на Земле, а катастрофу и культурную деградацию, предвещает он. Опираясь на учения отцов церкви и отталкиваясь от католической социальной доктрины, Шелер предлагает свое видение идеального социума в форме «личностной общности» (Personengemeinschaft), соответствующей истинному предназначению человека. В нем индивидуальное и социальное начала находятся в гармонии и взаимообусловленном развитии. «Пророческий» метод постижения социально-исторической действительности, применяемый, исходя из христианско-солидаристского идеала, Шелер противопоставляет материалистическому пониманию истории. Он указывает на три преимущества своей методологии: она учитывает свободу человека, неповторимость исторического события, соединяет в себе все виды и способы человеческого познания, не абсолютизируя научную форму знания. Автор раскрывает глубокое содержание шелеровской дефиниции марксизма как «протестной идеологии угнетенных классов», привлекая к анализу «социологическое учение об идолах» позднего Шелера. В нем он выявляет дорефлексивные предпосылки формирования классовых идеологий. Автор указывает на сущностное родство классовых предрассудков, о которых писал немецкий философ, и национально-ментальных предрассудков политических элит ведущих стран Запада. В заключение он ставит вопрос о том, насколько проблемы, поднятые в статье Шелера, актуальны сегодня в контексте современных российских реалий.

Ключевые слова:

социализм марксизм коммунизм индивидуализм либерализм капитализм персонализм «пророческий христианский социализм» идеология socialism Marxism communism individualism liberalism, capitalism, personalism, “prophetic Christian socialism” ideology

Рубрики:

Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: