От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия

От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия



Чередниченко Г.А.
От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20-31.
ISSN 2074-9616
DOI: 10.33920/nik-3-2211-01
EDN: GULSPG
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=49720109

Размещена на сайте: 24.11.22

Текст статьи на сайте журнала URL: https://panor.ru/articles/ot-sredney-k-vysshey-shkole-institutsionalnye-preobrazovaniya-i-sotsialnye-posledstviya/87293.html (дата обращения 24.11.2022)



Ссылка при цитировании:

Чередниченко Г.А. От средней к высшей школе: институциональные преобразования и социальные последствия // Ректор вуза. 2022. № 11. С. 20-31.
DOI: 10.33920/nik-3-2211-01
EDN: GULSPG

Аннотация

Институциональные преобразования перехода от среднего к высшему образованию (ЕГЭ) на фоне нараставшей стратификации образовательных организаций и программ средней и высшей школы ведут к воспроизводству прежних и проявлению новых форм социального неравенства и территориально-поселенческих ограничений в доступе к высшему образованию, которое различается уровнем качества подготовки и будущей экономической выгоды на рынке труда.  На данных статистики и социологических обследований показано, что сложилось два типа образовательных траекторий. После средней школы, используя ЕГЭ, поступают на очное обучение, особенно в селективные вузы – преимущественно выходцы из высших и средних страт. После 9 класса и учебы в СПО поступают (в обход ЕГЭ) на заочное обучение – существенно чаще представители семей с пониженными экономическими и социокультурными ресурсами. Различия в материальном и социокультурном положении семей школьников и молодежи, значимо определяющие шансы доступа в стратифицированную высшую школу, усиливаются межрегиональной и поселенческой разнородностью. В результате снижается мотивация и возможности получения высшего образования (ценимого рынком труда) у молодежи из малоресурсных семей, небольших поселений, удаленных территорий и в самые последние годы усиливается ее выталкивание в сектор СПО. Все это ведет к деформации социальной функции высшего образования как института, назначение которого формировать (в опоре на природные задатки и познавательные способности) интеллектуальный потенциал общества, способный отвечать на разнообразные общественные вызовы, в т. ч. те актуальные, что возникли перед нашей страной.

Ключевые слова:

ЕГЭ стратификация среднего и высшего образования социальное неравенство доступа в вузы Unified State Exam stratification of secondary and higher education social inequality in access to universities

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: