Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая ...

Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая ...



Ноговицин О.Н.
Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая // Вопросы теологии. – 2022. – Т. 4. – № 4. – С. 585-599.
ISSN 2658-5200
DOI: 10.21638/spbu28.2022.402
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49871877

Размещена на сайте: 03.02.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://theologyjournal.spbu.ru/article/view/14795 (дата обращения 03.02.2023)



Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Идея Севира Антиохийского o преобразовании богословского языка от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского Опровержение силлогизмов Севира. Часть первая // Вопросы теологии. – 2022. – Т. 4. – № 4. – С. 585-599.
DOI: 10.21638/spbu28.2022.402

Аннотация

В публикации представлена первая часть исследования, в котором рассма- триваются идея Севира Антиохийского о преобразовании языка богословия от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийско- го «Опровержение силлогизмов Севира». Согласно Севиру, воплощение Бога Слова требует изменения и в богословском языке описания и исповедания этого центрального для христианства догмата по сравнению с тем языком, который прояснился в умозрениях Отцов-каппадокийцев применительно к описанию человеческим словом и исповедания догмата единосущия ипоста- сей Троицы. Проект преобразования понятийного содержания богословского языка составляет фундаментальный аспект всей системы понятий богословия Севира, однако существует лишь два текста, в которых этот проект представ- лен как специфическая идея реформы богословского языка, инициированная мистическим актом изменения природы вещей в событии воплощения: текст сохранившегося фрагмента третьего письма Севира к игумену Иоанну и 3-я глава трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира», в которой данная идея Севира формулируется севирианским оппонентом Ле- онтия и в ходе диалога Леонтий дает на нее свой пространный критический ответ. В первой части исследования содержание этих текстов рассматривается с точки зрения богословского и исторического контекста смены этапов моно- физитской полемики. В публикации представлена первая часть исследования, в котором рассматриваются идея Севира Антиохийского о преобразовании языка богословия от триадологии к христологии и ее критика в трактате Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира». Согласно Севиру, воплощение Бога Слова требует изменения и в богословском языке описания и исповедания этого центрального для христианства догмата по сравнению с тем языком, который прояснился в умозрениях Отцов-каппадокийцев применительно к описанию человеческим словом и исповедания догмата единосущия ипостасей Троицы. Проект преобразования понятийного содержания богословского языка составляет фундаментальный аспект всей системы понятий богословия Севира, однако существует лишь два текста, в которых этот проект представлен как специфическая идея реформы богословского языка, инициированная мистическим актом изменения природы вещей в событии воплощения: текст сохранившегося фрагмента третьего письма Севира к игумену Иоанну и 3-я глава трактата Леонтия Византийского «Опровержение силлогизмов Севира», в которой данная идея Севира формулируется севирианским оппонентом Леонтия и в ходе диалога Леонтий дает на нее свой пространный критический ответ. В первой части исследования содержание этих текстов рассматривается с точки зрения богословского и исторического контекста смены этапов монофизитской полемики.

Ключевые слова:

Севир Антиохийский Леонтий Византийский монофизитство халкидонизм христология триадология природы и имена Severus of Antioch Leontius of Byzantium Christology Triadology Monophysitism Chalcedonism natures and names

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации: