Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой

Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой



Браславский Р.Г.
Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22, № 1. С. 147–174.
ISSN 1728-192X
DOI: 10.17323/1728-192x-2023-1-147-174
EDN: TMWTVS
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=51986422

Размещена на сайте: 13.04.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://sociologica.hse.ru/2023-22-1/823975885.html (дата обращения 13.04.2023)



Ссылка при цитировании:

Браславский Р.Г. Энтони Гидденс и цивилизационный анализ: модерн между рефлексивностью и культурой // Социологическое обозрение. 2023. Т. 22, № 1. С. 147–174.
DOI: 10.17323/1728-192x-2023-1-147-174
EDN: TMWTVS

Аннотация

В статье на основе критической реконструкции диагноза современности Э. Гидденса прослеживается логика перехода от институционального к цивилизационному подходу в социологическом дискурсе о «модерне». В фокусе анализа находится проблема соотношения культуры и рефлексивности. В теории радикального модерна Гидденса рефлексивность противопоставляется культуре, отождествляемой с традицией. В теории множественных модернов, генетически связанной с социологической парадигмой цивилизационного анализа, традиция и рефлексивность соотносятся как два аспекта культуры, которые характеризуются устремлениями, с одной стороны, к воспроизводству задающих общий смысловой контекст интерпретативных оснований, а с другой – к трансконтекстуальным прорывам, открывающим новые горизонты смысла. Обе тенденции находятся в неустранимом напряжении между собой и опосредуются в способности культуры к рационализации, в процессе которой самоартикуляция культуры может переходить в самопроблематизацию. Соединение рациональности с рефлексивностью ведет к культурным инновациям и интерпретативным сдвигам и, по меньшей мере, потенциально к новым культурным кристаллизациям, допускающим более высокие уровни самопроблематизации (Й. Арнасон). В разных культурно-исторических паттернах способность рационализации получает неравномерное и специфическое развитие. Модерн представляет собой новую «особую цивилизацию» (Ш. Эйзенштадт), в которой тенденции культуры к самоартикуляции в конфликтующих направлениях и к самопроблематизации достигают беспрецедентного в человеческой истории уровня, порождая во взаимопереплетении с относительно автономной динамикой власти и богатства множественные конфигурации социальной жизни. Хотя сам британский социолог не совершил «цивилизационный поворот» в своем творчестве, он в завершение собственного институционального анализа модерна вплотную подошел к постановке ключевой для цивилизационного подхода в социологии проблеме сопряжения культуры и власти. Однако эта же проблематика обозначила и предел понимания модерна в теории Гидденса, признавшего, в конечном счете, непостижимость социального мира, в котором изживающая культурные традиции рефлексивность институционализирована. В дальнейшем Гидденс пошел по пути не научного анализа модерна, а утопического моделирования и политического осуществления будущего постмодерного мира.

 

Ключевые слова:

институционализм культура множественные модерны модерн рефлексивность традиция цивилизационный анализ Э. Гидденс A. Giddens civilizational analysis culture institutionalism modernity multiple modernities reflexivity, tradition

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: