Практика «вращающихся дверей» в России: переходы из органов публичной власти в GR-менеджмент компаний (на материалах анализа биографий) ...

Практика «вращающихся дверей» в России: переходы из органов публичной власти в GR-менеджмент компаний (на материалах анализа биографий) ...



Тев Д.Б.
Практика «вращающихся дверей» в России: переходы из органов публичной власти в GR-менеджмент компаний (на материалах анализа биографий) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19. № 2. С. 263–282.
ISSN 1818-4499
DOI: 10.21638/spbu23.2023.208
EDN: FXPCAC
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=54408658

Размещена на сайте: 28.09.23

Текст статьи на сайте журнала URL: https://politex.spbu.ru/article/view/16676/10926 (дата обращения 28.09.2023)



Ссылка при цитировании:

Тев Д.Б. Практика «вращающихся дверей» в России: переходы из органов публичной власти в GR-менеджмент компаний (на материалах анализа биографий) // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19. № 2. С. 263–282.
DOI: 10.21638/spbu23.2023.208
EDN: FXPCAC

Аннотация

В статье рассматривается практика переходов чиновников и политиков в GR-менеджмент компаний и обусловливающие ее факторы. Эмпирической основой исследования служит база данных о 279 менеджерах по отношениям с органами власти, включенных в рейтинги, публиковавшиеся в газете «Коммерсантъ» в 2010–2021 гг. На каждого из них была заполнена биографическая анкета, содержащая данные о дате рождения, типе образования и карьерном пути; которые затем статистически обрабатывались. В качестве источников информации использовались сайты компаний, органов власти и других организаций, корпоративные отчеты, материалы СМИ, биографические интернет-порталы. Автор делает ряд выводов: во-первых, хотя опыт работы в госаппарате довольно широко распространен среди менеджеров по GR, он не является обязательным условием занятия таких должностей. Во-вторых, больше всего среди GR-менеджеров персон с опытом работы в федеральной администрации (особенно в экономических ведомствах), в то время как выходцы органов представительной власти, а также из региональных и местных администраций встречаются гораздо реже. В-третьих, чаще всего выходцы из органов публичной власти работают на позициях GR-менеджеров в государственных компаниях, а реже всего — в иностранных фирмах. В отраслевом разрезе наиболее распространен политико-административный опыт среди менеджеров в таких сильно подверженных государственному регулированию отраслях, как ТЭК и металлургия. При этом выражена тенденция к трудоустройству чиновников в компании из подведомственных отраслей. Рассматриваются факторы переходов политиков и чиновников на посты менеджеров по GR, в частности такие, как карьерные интересы и амбиции государственных деятелей, законодательные ограничения на занятость госслужащих в бизнесе после отставки, заинтересованность фирм в найме выходцев из госаппарата. Отмечается, что массовая миграция публичных деятелей в бизнес может приводить к конфликту интересов.

 

Ключевые слова:

GR-менеджеры органы власти бизнес политики чиновники карьера. GR-managers authorities business politicians officials career

Рубрики:

Социология элиты общества
Политическая социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации: