Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории

Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории



Кузнецов И.С.
Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 123–143.
ISSN 0869-3617
DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143
EDN: GANCYE
РИНЦ: https://elibrary.ru/contents.asp?id=67208146

Размещена на сайте: 29.07.24

Текст статьи на сайте журнала URL: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/4932 (дата обращения 29.07.2024)



Ссылка при цитировании:

Кузнецов И.С. Высшее и среднее профессиональное образование: роль доверия в формировании образовательной и профессиональной траектории // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 4. С. 123–143.
DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-4-123-143
EDN: GANCYE

Аннотация

Целью данной статьи является сравнение высшего и среднего профес- сионального образования по влиянию доверия студентов на формирование их образова- тельной и профессиональной траектории после окончания обучения. В последнее вре- мя наметились значимые изменения в жизненных маршрутах молодых людей, одним из которых является перераспределение потоков абитуриентов: охват молодёжи по программам подготовки специалистов среднего звена превысил охват программами высшего образования. На этом фоне возрос интерес к изучению различных факторов, влияющих на специфику построения траекторий в высшем и среднем профессиональном образовании. Между тем доверию как возможному предиктору уделяется недостаточ- ное внимание. Данный феномен позитивно влияет на разные аспекты образования (на успеваемость, удовлетворённость, лояльность образовательной организации и про- чее), которые способны непосредственно или опосредовано обуславливать выбор даль- нейшего жизненного пути. На материале социологического опроса студентов высшего и среднего профессионального образования анализируется роль доверия в построении тра- екторий молодых людей. В частности, показано, что в высшем образовании, в отличие от среднего профессионального, доверие студентов к однокурсникам, преподавателям и администрации чаще влияет на их планы относительно выбора образовательных и профессиональных траекторий после окончания обучения. Однако подобное влияние за- висит от субъекта доверия и от намеченной траектории. 

Ключевые слова:

доверие студентов доверие к преподавателям доверие к администрации среднее профессиональное образование высшее образование образовательная траектория профессиональная траектория student trust trust in teachers trust in management vocational education higher education educational trajectory professional trajectory

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: