Репрезентации рабочих в российской печатной прессе Ваньке А.В., Кулаев Максим АлександровичРепрезентации рабочих в российской печатной прессе // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 1(14). С. 23-38.ISSN 1727-0634Размещена на сайте: 18.03.16Текст статьи. Моя книжная полкаотложить >> Посмотреть свою книжную полкуВы сохранили эту публикацию >> Посмотреть свою книжную полкуСсылка при цитировании:Ваньке А.В., Кулаев Максим Александрович Репрезентации рабочих в российской печатной прессе // Журнал исследований социальной политики. 2016. № 1(14). С. 23-38.Vanke A.V., Kulaev M.A. Representations of Workers in Russian print MediaАннотацияВ статье рассматриваются способы репрезентации промышленных рабочих в тиражной российской печатной прессе. В ходе исследования авторы применяют подход критического дискурс-анализа Норманна Фэркло, согласно которому дискурс следует рассматривать на трех уровнях: с точки зрения текста, дискурсивной практики и социального контекста. Опираясь на материалы публикаций в масс-медиа и интервью с сотрудниками печатных изданий, выделяют консервативный и либеральный дискурсы, представляющие промышленных рабочих как социальную группу. Консервативный тип пересекается с гегемонным дискурсом центральных телеканалов. Он утверждает корпоративные ценности, создает нормативный образ рабочих, согласно которому они выступают частью большого «организма» – предприятия, корпорации, цивилизации. Протесты рабочих представлены в нем как результат влияния внешних сил, а сами они помещаются в один ряд с социально-профессиональными группами, занимающими более высокое социальное положение, например, с руководителями предприятий и бизнесменами.Антагонистических противоречий между рабочими и владельцами предприятий в этом дискурсивном типе нет. Либеральный дискурс транслирует идеи свободы и экономических ценностей и подразделяется на два подтипа. Один – неолиберальный дискурс работает на усиление социального неравенства и описывает рабочих через количественные показатели и категории «глобальной экономики», «эффективности» и «производительности труда». Он представляет их пассивным элементом общества, который должен приносить прибыль. Другой – либерально-социальный дискурс напротив уделяет внимание вопросам справедливости и трудовых конфликтов. Он репрезентирует рабочих как энергичных и решительных людей, способных на самостоятельные коллективные действия.Образы рабочих в этом дискурсе более разнообразны и показаны детально в конкретных ситуациях. Однако эпизодическое обращение изданий социально-либеральной направленности к данной проблематике объясняется, скорее, личными интересами или политическими убеждениями журналистов, нежели осмысленной издательской политикой. Авторы статьи приходят к выводу о том, что в консервативном дискурсе рабочие используются для легитимации существующего порядка. В неолиберальном – они рассматриваются как экономический ресурс, в то время как в либерально-социальном дискурсивном типе рабочие предстают борцами за свои трудовые права, но делается это для того, чтобы извлечь максимальную прибыль через привлечение и расширение читательской аудитории. Вместе с тем на данный момент в российском медийном пространстве целостный образ рабочего отсутствует.Ключевые слова: репрезентации рабочих печатная пресса критический анализ дискурса россия representations of workers print media critical discourse analysis russia Рубрики: Социология коммуникацийВозможно, вам будут интересны другие публикации:Мансуров В. А., Семенова А. В., Корсунская М.В.Массовая пресса о теракте в Москве: опыт case-study // Россия реформирующаяся: Ежегодник - 2003 / Отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2003. С. 450-483.Логунова О. С., Руденко Н. И.(2018) Конструирование барьеров распространения информационных технологий в российской печатной прессе. Социология власти, 30 (3): 127-143.Шилова В. А., Гусейнова К. Э.Методолого-методические основания интенционального (мотивационно-целевого) анализа текстов публикаций СМИ в регионах с разным уровнем модернизации // Россия и мир: глобальные вызовы и стратегии социокультурной модернизации. Материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 12-13 октября 2017 г.) / Отв. ред. А.В. Тихонов. М.: ФНИСЦ РАН, 2017. С. 627-636.Mitrofanova A.V. Irony as a Political Demarcation Tool of the New Russian Nationalists. Changing Societies & Personalities, 2020, Vol. 4, No. 3, pp. 304–322.Sergeyeva O., Bogomiagkova E., Orekh E., Kolesnik N. (2020) Gamification of Civic Engagement in Smart Cities (New Russian Practices). In: Ben Ahmed M., Boudhir A., Santos D., El Aroussi M., Karas İ. (eds) Innovations in Smart Cities Applications Edition 3. SCA 2019. Lecture Notes in Intelligent Transportation and Infrastructure. Springer, Cham. Р. 53-62. ? (none) КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ Ваше имя, псевдоним: * E-mail(не публикуется): Введите текст комментария (комментарий будет опубликован после одобрения модератором): * Защита от спама. Пожалуйста, введите сумму двух чисел: 100+5= * Комментарии. Всего [0]: Показаны все записи. Оставить последние 10 ↑