Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

У истоков Российской Реформации (По прочтении повести Ф. М. Достоевского Двойник)



Давыдов А.П.
У истоков Российской Реформации (По прочтении повести Ф. М. Достоевского Двойник) // Общественные науки и современность. 2016. №3. С. 163-176.
ISSN 0869-0499

Размещена на сайте: 26.10.16

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Давыдов А.П. У истоков Российской Реформации (По прочтении повести Ф. М. Достоевского Двойник) // Общественные науки и современность. 2016. №3. С. 163-176.

Аннотация

В статье дается  анализ Достоевским мышления маленького человека в условиях формирования в России большого общества Исследуется конфликт между патриархальными стереотипами в менталитете героя и возникшей перед ним необходимостью мыслить рационально.  Интерпретируется вывод Достоевского: это конфликт между патриархальной культурой России, которая неэффективна и поэтому плоха, и культурой Запада, которая, хотя и рациональна и эффективна, но еще хуже, потому что она от Дьявола. Спасение России -- в патриархальной общине, в отказе от принципов личности и большого общества, идущих в Россию из развращающего индивидуализма Европы. Оценивается текст повести Двойник и логика мышления Достоевского с позиции начавшейся в России с творчества Пушкина и Лермонтова Российской Реформации, впервые в русской культуре поставившей проблему личности как нового для России культурного основания. У истоков этого реформационного процесса стоял и Достоевский, но он занял в ней антипушкинскую позицию, которая началась с Двойника и продолжилась в Дневнике писателя, Пушкинской речи и др. Применен социокультурный анализ. Особое внимание уделено логике инверсии в мышлении главного героя повести. Исследован уникальный вариант этой логики. Показано разрушительное влияние инверсии на личность героя. Доказывается, что начиная с Двойника (1846), Достоевский определился со своим антиевропейским выбором. Новизна и выводы:1) В культуре и психике героя выявлен механизм, состоящий из частей «пере-», «недо-», «до-» и «не-», который заставляет героя метаться между гиперактивностью и гиперокомпенсацией -- и первое и второе постоянно ставят его на грань катастрофы. 2)Впервые при анализе текста Двойника делается вывод об антипушкинском выборе Достоевского. 3)XIX век: началась Российская Реформация, религиозно-нравственная по своим целям, но секулярная по своим средствам. Если Пушкин, поставив проблему личности, начал Российскую Реформацию, то Достоевский - адепт русской религиозной и общинной почвы - стал первым певцом Российской Контрреформации.

Ключевые слова:

российская реформация контрреформация голядкин пушкин достоевский двойник инверсия гиперактивность гиперкомпенсация личность община недо пере russian reformation counterreformation goliadkin pushkin dostoevsky dvoinic the double inversion hyperactivity hypercompensation personality community nedo (under) pere (over)

Рубрики:

Социология личности



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: