Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы



Бочаров В.Ю., Васькина Ю.В.
Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. №2. С. 201 -216.
ISSN: 1727-0634
DOI 10.17323/727-0634-2017-15-2-201-216
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=29660440

Размещена на сайте: 25.12.17

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/article/view/6840/7421


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Бочаров В.Ю., Васькина Ю.В. Социальное самочувствие молодых работников промышленных предприятий: индикаторы и факторы // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. №2. С. 201 -216.

Аннотация

В статье рассматривается специфика индикаторов социального самочувствия, выделяемых исследователями в европейских и российских замерах. На основе сравнения понятий «социальное самочувствие» и «субъективное благополучие» выделяются общие для отечественных и зарубежных подходов индикаторы для их анализа: удовлетворенность жизнью в целом и уверенность в завтрашнем дне. Цель анализа - выявление факторов, определяющих социальное самочувствие. Прикладное значение такого знания - коррекция направлений социальной политики предприятий, которые влияют на самочувствие работников. Актуальность изменений связана с наблюдаемой на отечественных промышленных предприятиях устойчивой тенденции оттока кадров. В статье анализируется влияние на социальное самочувствие двух групп факторов: производственных (условия труда, заработная плата и т. д.) и внепроизводственных (жилищные условия). Важность этих факторов подтверждается с помощью корреляционного анализа данных массовых опросов среди молодых (до 30 лет) работников российских промышленных предприятий. Для такого анализа использованы данные социологических исследований, выполненных в режиме мониторинга по единой методологии в одном из российских регионов Поволжья в 2012-2014 гг. Для этой статьи с помощью программы SPSS из общих массивов ответов работников промышленности за 2012-2013 гг. были отобраны ответы молодых работников (2012 г. - N=242, 2013 г. - N=168), а также взяты данные опроса 2014 г. «молодых специалистов» (N=122). При опросе 2014 г. дополнительным критерием отбора респондентов (помимо возрастного) выступало среднее или высшее профессиональное образование по специальности или профессии, предполагающей трудоустройство в промышленности, поэтому они были названы в исследовании «молодые специалисты». Взаимосвязи между социальным самочувствием работников и разными факторами позволяют формировать менеджменту грамотную социальную политику на российских промышленных предприятиях. В представленной статье обосновывается необходимость гибкого подхода к выбору индикаторов социального самочувствия для различных социальных групп.

Ключевые слова:

социальное самочувствие удовлетворенность жизнью мониторинг социально-трудовой сферы молодые работники промышленные предприятия social well-being life satisfaction social and labour sphere monitoring research young workers industrial enterprises

Рубрики:

Социология управления



Возможно, вам будут интересны другие публикации:


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)