(Со)знание как инструмент «устроения миров»: мультидисциплинарная перспектива

(Со)знание как инструмент «устроения миров»: мультидисциплинарная перспектива



Подвойский Д.Г.
(Со)знание как инструмент «устроения миров»: мультидисциплинарная перспектива // Социологическое обозрение. 2018. Т.17. №1. С. 274–301.
ISSN 1728-192Х (Print); ISSN 1728-1938 (Online)
DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-274-301
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=34956404

Размещена на сайте: 06.08.18

Текст статьи на сайте журнала URL: https://sociologica.hse.ru/data/2018/03/31/1164762844/SocOboz_17_1_274-331_Podvoyskiy.pdf (дата обращения 06.08.2018)



Ссылка при цитировании:

Подвойский Д.Г. (Со)знание как инструмент «устроения миров»: мультидисциплинарная перспектива // Социологическое обозрение. 2018. Т.17. №1. С. 274–301.
DOI: 10.17323/1728-192X-2018-1-274-301

Аннотация

Проблематика знания и сознания является мультидисциплинарной. В истории наук о человеке она традиционно разделялась между различными научными и, шире, интеллектуальными «цеховыми» сообществами. В философии, социологии, психологии, биологии, науках о языке и коммуникации etc. разрабатывались (порой независимо друг от друга) многочисленные подходы к изучению данного, весьма обширного, тематического поля, обладающие тем не менее рядом сходств. Конструктивизм — своего рода условный «зонтичный термин», объединяющий целую группу «субъектоцентричных» теорий, дающих определенный «парадигмально очерченный» ответ на вопрос о функции (со)знания в его отношении к миру. С точки зрения конструктивизма субъективный инструментарий знаний и сознания используется людьми для «создания» и «когнитивно-практического освоения» окружающего их природного и социального универсума (или «множественных» миров опыта). В статье предпринята попытка анализа теоретических предпосылок и генезиса конструктивизма как особой мультидисциплинарной программы социальных и гуманитарных наук, концептуализирующей идею об активной роли индивидуального и/или коллективного сознания в процессе образования повседневных и научных «картин мира», определяющих в значительной мере направление действий социальных акторов. Охарактеризованы «осевые» линии аргументации и своеобразие некоторых концепций конструктивистского толка, а также выявлена степень их изоморфизма и потенциальной комплементарности. Среди прочего внимание сосредоточено на конструктивистских мотивах ряда концепций, получивших известность в истории философской и научной мысли ХХ столетия (неокантианство, конвенционализм в философии и методологии науки, плюралистическая концепция «создания миров» Н. Гудмена, теория аутопойетических систем У. Матураны и Ф. Варелы, психология когнитивных процессов, в том числе теория личностных конструктов Дж. Келли и теория категоризации Дж. Брунера, и др.).

 

Ключевые слова:

конструктивизм «создание миров» эпистемология «субъектоцентричные» философии неокантианство конвенционализм когнитивная психология процессы категоризации социология знания constructivism “world-making” epistemology “subject-centered philosophies” neo-kantianism conventionalism cognitive psychology processes of categorization sociology of knowledge

Оглавление

Рубрики:

История и теория социологии
Социология повседневных практик



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)