Институт социологии
Российской академии наук

«…Cладкая приманка панмонголизма». Эсхатология национализма



Малинов А.В.
«…Cладкая приманка панмонголизма». Эсхатология национализма // Соловьевские исследования. 2018. № 1. С. 6-20.
ISSN 2076-9210
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32853626

Размещена на сайте: 29.11.18

Текст статьи на сайте: Русская философия: историия, источники, исследования URL: http://www.philhist.spbu.ru/images/books/SolIs_2018_1.pdf (дата обращения 29.11.2018)


 

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Малинов А.В. «…Cладкая приманка панмонголизма». Эсхатология национализма // Соловьевские исследования. 2018. № 1. С. 6-20.

Аннотация

Рассматривается эсхатологическое учение В.С. Соловьева, сформулированное в его последней работе «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» (1900 г.). Предпринимается попытка найти исторические и идеологические аналогии и параллели предложенному В.С. Соловьевым термину «панмонголизм». В связи с этим анализируется «принцип национализма» Сунь Ятсена, проводится сравнение «трех народных принципов» Сунь Ятсена (национализм, народовластие и народное благосостояние) и триады «православие, самодержавие, народность» С.С. Уварова. Типологическое сходство «принципа национализма» Сунь Ятсена и учения С.С. Уварова объясняется их утопическим характером: ретроутопизмом Сунь Ятсена и консервативной утопией С.С. Уварова. Однако отсутствие эсхатологических и теократических мотивов, а также экспансионистской идеологии не позволяет сопоставить «принцип национализма» Сунь Ятсена с «панмонголизмом» В.С. Соловьева. Показано, что наибольшее соответствие «панмонголизм» находит в одной из японских версий «паназиатизма» - теории «исторической общности судеб народов Азии», религиозной основой которой послужило учение буддийского монаха XIII в. Нитирэна (идентификация национальной и религиозной жизни, идея коллективного спасения, убеждение в наступлении эпохи «конца Дхармы», мессианизм). Показано, что концепции теократии и необходимости активной борьбы со злом в перспективе приближающихся «последних времен», разработанные Нитирэном, находят параллели в учении самого В.С. Соловьева. Делается вывод, что положительная оценка исторического пути Японии в историософии Соловьева обусловлена убеждением в благотворности модернизации по европейскому образцу, успехи которой демонстрировала Япония. Однако обращение к историческому опыту азиатских народов (Китай и Япония) служило Соловьеву основанием (и давало примеры) для критики учения славянофилов.

Ключевые слова:

панмонголизм паназиатизм эсхатология утопия панславизм теократия национализм национальная исключительность модернизация азии национализм китая универсализм Японии panmongolism pan-asianism eschatology utopia pan-slavism theocracy nationalism national exclusiveness modernization o f asia nationalism of china universalism of japan

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: