Трансмобильность в постгуманизированном мире: как все еще возможен социальный порядок?

Трансмобильность в постгуманизированном мире: как все еще возможен социальный порядок?



Катерный И.В.
Трансмобильность в постгуманизированном мире: как все еще возможен социальный порядок? // Вестник РУДН. Серия Социология. 2018. №4. С. 638-650. На англ. яз.
ISSN 2408-8897 (online); 2313-2272 (print)
DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-4-638-650
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=36387570

Размещена на сайте: 03.12.18

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Катерный И.В. Трансмобильность в постгуманизированном мире: как все еще возможен социальный порядок? // Вестник РУДН. Серия Социология. 2018. №4. С. 638-650. На англ. яз.
DOI: 10.22363/2313-2272-2018-18-4-638-650

Аннотация

Одной из главных черт социальной онтологии постгуманизированного мира в ХХI веке становится распространение практик изменения, мутации и «переизобретения» социальной идентичности агентивов. Происходит снятие аскриптивных (т.е. онтологически «сильных») границ между бинарными  статусными распределениями, конвенционально формировавшими гетеронормативные основания социального порядка:   (а) снятие оппозиции между человеческим и субчеловеческим (например, через легитимацию прав эмбрионов); (b) снятие оппозиции между культурным и природным (например, гендерные «переходы»); (с) между одушевленным и неодушевленным (например, через задействование гуманоидных роботов); а также (d) между физическим и не-физическим (например, через развитие технологий «дополненной реальности»). В результате таких практик образуется новая область странных и гибридных статусов и идентичностей, обладающих смесью аскриптивных и вениральных («достигаемых») характеристик. Этот процесс описывается и анализируется в статье с помощью понятия «(морфологической) трансмобильности», подразумевающей как индивидуальные и независимые переходы от прошлой предписанной к новой транзитивной позиции, так и внешние переключения, ориентированные на принудительную символическую и нормативную трансформацию идентичностей  как индивидуальных агентивов, так и целых групп субъектов и объектов.  В статье сделан акцент на трех типических практиках трансмобильности, которые описывают природу онтологического и нормативного морфогенеза: (1) висцеральная трансмобильность, направленная на изменение онтологии телесных аскрипций (транссексуальные переходы); (2) конверсиональная трансмобильность, стирающая грань между «естественной» и «искусственной» онтологией (на примере клонирования); (3) прозопопическая трансмобильность,  объединяющая практики переключений изначально не-социальных созданий в активно задействованные социальные ко-агентивы (от домашних животных до роботов-андроидов). Основная проблема исследования – как происходит поддержание нормативного порядка в условиях «морфологической свободы» (А.Сандберг) и «плоской онтологии» (Г. Харман) постгуманизированного общества. На основе теории «борьбы за признание» (А. Хоннет) делается вывод о существовании «морфотаксиса» как механизма воспроизводства базовой гетерономативности как основы социального порядка, который поддерживает на биологическом, когнитивном и нормативном уровнях  аскриптивные различения между мужчиной и женщиной, между человеком и клоном, а также между человеком и роботом.

Ключевые слова:

аскриптивные статусы морфогенез мобильность транссексуалы клонирование роботы зловещая долина признание ascription morphogenesis mobilities transition transposition visceral transsexual cloning android uncanny recognition

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации: