
Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения
Иванова Л.Ю.
Экологическая культура в российском обществе как условие формирования экосознания и поведения подрастающего поколения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 1. С. 189-201. DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11
ISSN 1998-0698 (print); 2312-9816 (online)
DOI 10.15838/esc.2019.1.61.11
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=37028531
Размещена на сайте: 20.03.19
Текст статьи на сайте журнала URL: http://esc.isert-ran.ru/article/28081/full?_lang=ru (дата обращения 01.04.2019)
Моя книжная полка
Ссылка при цитировании:
DOI: 10.15838/esc.2019.1.61.11
Аннотация
Состояние окружающей среды во многом зависит от экологической культуры и экологического сознания населения. Особый интерес представляет изучение этих качеств у подрастающего поколения, что и определило актуальность темы исследования. Цель работы: сравнить отношение к важным экологическим проблемам современных шестнадцатилетних подростков и их сверстников, опрошенных 20 лет назад, а также проанализировать причины изменений, которые произошли в экологическом сознании и поведении подрастающего поколения за этот период. Новизна работы: впервые изучается динамика за два десятилетия обеспокоенности шестнадцатилетних подростков серьезными экологическими проблемами и их экологического поведения, а также анализируются причины произошедших изменений (снижение внимания к вопросам экологии со стороны государства и общества; школьный курс «Экология» перестал быть обязательным; СМИ не уделяют внимания тематике устойчивого развития). В исследовании использовался метод анкетирования. В 1996 г. опрос был проведен в трех, а в 2017 г. – в четырех регионах РФ. Исследование показало, что современные шестнадцатилетние подростки по сравнению с их сверстниками из 90-х годов прошлого века реже отмечают, что сорят на улицах и на природе, выбрасывая обертки и прочий мусор (т.е. культура поддержания чистоты повысилась); однако их участие в экологических движениях и организациях, как и прежде, остается на крайне низком уровне. Согласно полученным данным, несмотря на углубление экологического кризиса, за 20 лет сократилась доля подростков, выражающих серьезную обеспокоенность важными проблемами окружающей среды. В свете сказанного большую значимость приобретает организация просвещения населения в вопросах социальной экологии и особенно школьного экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, в задачи которых входит формирование у подрастающего поколения понимания необходимости решения экологических проблем и снижения антропогенного давления на природное окружение, а также навыков улучшения экологической ситуации.
Ключевые слова:
подростки анкетный опрос динамика отношения обеспокоенность экологическими проблемами экологическое сознание экологическое поведение окружающая среда вред здоровью adolescents questionnaire survey attitude performance concern about environmental problems eco-consciousness eco-behavior environment harm to h healthРубрики:
ЭкосоциологияВозможно, вам будут интересны другие публикации:
- Широкалова Г.С., Куконков П. И., Саралиева З. Х.
Экологическая культура: социальная ответственность и личный интерес студентов // Социология образования. 2017. № 5. С. 43-56. - Левченко Н. В.
Экологическое образование: классификация теоретико-методологических подходов // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. №1 (36). С. 109-116. - Zakharova, V., Chernov, I., Nazarenko, T., Pavlov, P., Lyubchenko, V., & Kulikova, A. (2020). Social health and environmental behavior of students in the digital age. Cypriot Journal of Educational Sciences, 15(5), 1288-1294. https://doi.org/10.18844/cjes.v15i5.5167
- Левченко Н. В.
Экологическое образование в Вузах РФ: гражданский активизм в рамках формального образования // Гуманитарные и социально-политические проблемы модернизации Кавказа. Сборник научных статей V Международной конференции / Отв. ред. проф. Сампиев И.М. / Назрань ООО «КЕП», 2017. С. 287-294. - Широкалова Г. С., Куконков П. И.
Экология: от осознания проблемы к практикам повседневности // Философия хозяйства. 2019. №3. С. 201-221.
© 1998-2021. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)