Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Ленинградская мозаика советской социологии



Козловский В.В., Браславский Р.Г.
Ленинградская мозаика советской социологии // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 61-82.

Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. – 576 с.
ISBN 978-5-94881-457-5; ISSN 2618-7523
DOI 10.19181/ezheg.2019.3

Размещена на сайте: 30.10.19

Текст статьи.


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Козловский В.В., Браславский Р.Г. Ленинградская мозаика советской социологии // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып.17 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2019. С. 61-82.
DOI: 10.19181/ezheg.2019.3

Аннотация

Статья посвящена прояснению фактического положения и роли социологических школ в советский период, в частности, фиксируемой в российском социологическом сообществе Ленинградской социологической школы. Ее представители внесли значимую лепту в развитие советской социологии. Вопрос о «ленинградской» социологической школе позволяет проблематизировать исследовательскую ситуацию в использовании подходов к реконструкции и объяснению истории социологии в России, а также в трактовке процесса становления и развития российской социологии. Картина становления и развития советской социологии весьма противоречива. Имеющаяся литература дает совершенно разные истолкования советской социологии. В Ленинграде сформировался ряд социологических школ: ленинградская школа эмпирических исследований труда и производства (А. Г. Здравомыслов, О. И. Шкаратан, В. А. Ядов), ленинградская школа социологии науки (С. А. Кугель, И. А. Майзель, М. Г. Лазар, И. И. Лейман), ленинградская школа истории социологии(Б. А. Чагин, И. А. Голосенко, А. А. Галактионов, П. Ф. Никандров), ленинградская школа социологии молодежи (В. А. Лисовский, С. Н. Иконникова), ленинградская группа изучения СМИ (Б. М. Фирсов), ленинградская школа социологии семьи и сексуальности (И. С. Кон, С. И. Голод), ленинградская школа социальных исследований города (М. Н. Межевич, И. И. Сигов), ленинградская школа социального развития и планирования предприятий и регионов (В. Я. Ельмеев, Б. Р. Рященко, Е. П. Юдин). Возрождение социологии в советском обществе 1950-х гг. было обусловлено рядом внешних и внутренних факторов. Внешними по отношению к общественным наукам или обществознанию выступали экономические, социальные и политические императивы поздне- и послесталинского периодов. Внутренними факторами стали уровень образования населения, идеология, рост профессиональной квалификации, достижения науки, массовая культура, СМИ. Вторая половина ХХ века после почти тридцатилетнего перерыва с начала 1920-х гг. ознаменовалась созданием социологии в новом виде.

Ключевые слова:

история советской социологии реконструкция истории социологии научная школа социологические школы в ленинграде модернизация региональные и территориальные центры социологии soviet sociology history reconstruction of sociology history scientifi c school sociological schools in leningrad modernization regional and territorial centers of sociology

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: