Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга)

Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга)



Рыйгас Е.В.
Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга) // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019. № 2. С. 36-51.
ISSN 2658-4158
DOI: 10.28995/2658-4158-2019-2-36-51

Размещена на сайте: 21.11.19

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Рыйгас Е.В. Конфликтогенный потенциал сакрального пространства православных храмов (на примере городских церквей Санкт-Петербурга) // Studia Religiosa Rossica: научный журнал о религии. 2019. № 2. С. 36-51.
DOI: 10.28995/2658-4158-2019-2-36-51

Аннотация

Повторяемость ситуаций, связанных с травматичным опытом посещения православных храмов, заставляет детально проанализировать проблему, суть которой сводится к избыточным неформальным негативным санкциям со стороны работников храма по отношению к посетителям. Репертуар негативных санкций включает в себя претензии, оформленные вербально (замечания, порицания) или кинетически (нарушение приватного пространства посетителя, физическое вытеснение посетителя сего траектории движения). Основной вопрос, решению которого посвящена статья, относится к рассмотрению структуры сакрального пространства: в какой степени его геометрия может служить постоянным источником конфликтов? Конфигурация сакрального пространства православных храмов (в частности, главных соборов РПЦ МП в Петербурге) благодаря высокому иконостасу, предопределяющему траектории движения и направления взгляда, задает дефицит точек акустической и зрительной включенности посетителя в богослужение. Перераспределение этих локусов между посетителями создает основную драматургию совместного присутствия собравшихся на богослужении. Во внебогослужебное время траектория посетителя, как правило, синхронизируется с идущим вдоль периметра храма поясом проксемических объектов – медиаторов сакральной коммуникации (икон с подсвечниками, ковчегов с мощами). Однако даже в случае малолюдности храма посетитель оказывается в условиях дефицита пространства, поскольку траектория его передвижения может прерываться работниками храма, контролирующими внешний вид посетителя, его потенциальное вторжение в локусы с неочевидными границами и соответствие выполняемых им действий своду правил, обладающих, в свою очередь, высокой степенью имплицитности. Конфликтность в этом случае задается функциональной неоднозначностью, когда храм, представляя собой религиозное сооружение для совершения публичных богослужений, в перерыве между службами функционирует одновременно и как пространство для частных служб и индивидуальной молитвы, и как заведение по продаже религиозно маркированной атрибутики, и иногда в качестве музейно-концертного комплекса с приоритетом досуговой функции. Дополнительным источником конфликтогенности сакрального пространства является асимметрия внутренних статусов в приходе, когда агентами религиозной социализации выступают не священнослужители или специально подготовленные катехизаторы, а пожилые женщины с превалированием суеверного поведения над богословской образованностью.

Ключевые слова:

православие храм сакральное пространство конфликтогенный потенциал траектория границы религиозная социализация дефицит депривация orthodoxy church sacred space confl ict potential trajectory borders religious socialization scarcity deprivation

Рубрики:

Социология религии
Социология девиантного поведения



Возможно, вам будут интересны другие публикации: