Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола)



Недосека Е.В., Карбаинов Н.И.
Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола) // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). С. 16-29.
ISSN 2499-9881
DOI 10.15838/sa.2019.5.22.2

Размещена на сайте: 27.12.19

Текст статьи на сайте журнала URL: http://socialarea-journal.ru/article/28390/full?_lang=ru (дата обращения 27.12.2019)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Недосека Е.В., Карбаинов Н.И. Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода (на примере г. Сокола) // Социальное пространство. 2019. № 5 (22). С. 16-29.
DOI: 10.15838/sa.2019.5.22.2

Аннотация

Целью статьи является анализ социального самочувствия жителей постсоветского моногорода в рамках социокультурного подхода. Современный российский моногород рассматривается как продукт советской эпохи, претерпевающий значительные трансформации самой модели организации поселений данного типа. Показана ограниченность экономического и управленческого подходов в их изучении, т. к. практически не учитывается исторический и социокультурный контекст возникновения и трансформации моногородов. Акцент на экономических показателях приводит к тому, что фактически игнорируется цивилизационная специфика формирования и трансформации (пост)советских моногородов. Социальное самочувствие жителей постсоветского моногорода выступает индикатором реального субъектного отношения к социально-экономическим изменениям. Показателями социального самочувствия являются удовлетворенность социальными условиями жизни в моногороде; оценка экономического положения моногорода; образ будущего и перспектив развития моногорода; миграционные интенции населения. Эмпирической базой исследования социального самочувствия послужили данные официальной статистики и отчетности; групповое интервью с местными жителями, проведенное в августе 2018 года; данные социологического опроса, организованного на территории г. Сокола Вологодской области в октябре 2018 года. Метод измерения – анкетирование по месту жительства респондентов. Объем выборочной совокупности – 500 человек в возрасте от 18 лет и старше. Ошибка выборки не превышает 3%. Репрезентативность социологической информации обеспечивалась использованием модели многоступенчатой выборки с квотным отбором единиц наблюдения по половозрастному составу населения; случайному отбору респондентов анкетерами по заданным квотам. По итогам исследования выявлена низкая степень удовлетворенности социальными условиями жизни в моногороде. Оценка экономического положения моногорода свидетельствует о негативном восприятии жителями ситуации. Образ будущего и перспективы развития моногорода население связывает с эффективностью деятельности предприятия; миграционные интенции населения свидетельствуют о высоком уровне укорененности. Социальное самочувствие жителей наглядно демонстрирует уровень их адаптированности к социально-экономическим изменениям, происходящим в ходе трансформационного процесса.

Ключевые слова:

моногород развитие моногородов социальное самочувствие monotown development of single-industry towns social well-being

Рубрики:

Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)