Марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативный в социально-политической мысли России начала XX века: богостроители и В.В. Розанов ...



Ноговицин О.Н.
Марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативный в социально-политической мысли России начала XX века: богостроители и В.В. Розанов // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 7–23.
ISSN 2587-7283
DOI 10.31119/phlog.2019.6.1

Размещена на сайте: 09.01.19

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Ноговицин О.Н. Марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативный в социально-политической мысли России начала XX века: богостроители и В.В. Розанов // Философский полилог: Журнал Международного центра изучения русской философии. 2019. № 2. С. 7–23.
DOI: 10.31119/phlog.2019.6.1

Аннотация

В статье анализируются марксистский рево- люционный мессианизм и антимессианизм консервативного сознания и консервативной социально-политической мысли. Метафизи- ческий план этого столкновения имеет исто- рическое измерение – в революциях и миро- вых войнах. Этот род метафизики изначаль- но являлся своеобразной религиозной или квазирелигиозной рефлексией исторической судьбы человека – совокупного движения человечества к счастью (социализм, марк- сизм, либерализм), понимавшемуся по-раз- ному, но обязательно в форме коллективно- го действия и борьбы. Консервативное соз- нание аппелировало к разного рода нацио- нализму и мессианству, опираясь на гло- бальные исторические метанарративы, важ- нейшим из которых было христианство. Христианство вообще можно назвать источ- ником идеологии исторического мессианиз- ма, поскольку в осмыслении противостоя- ния Ветхого и Нового заветов создавались ключевые идеи консерватизма и мессианст- ва. Как образец революционно-мессианской логики рассуждения в статье рассматривает- ся теория «пропаганды» русских марксис- тов-богостроителей, образцом второго слу- жит критика Нового завета В. В. Розановым. В статье анализируются марксистский революционный мессианизм и антимессианизм консервативного сознания и консервативной социально-политической мысли. Метафизический план этого столкновения имеет историческое измерение – в революциях и мировых войнах. Этот род метафизики изначально являлся своеобразной религиозной или квазирелигиозной рефлексией исторической судьбы человека – совокупного движения человечества к счастью (социализм, марксизм, либерализм), понимавшемуся по-разному, но обязательно в форме коллективного действия и борьбы. Консервативное сознание аппелировало к разного рода национализму и мессианству, опираясь на глобальные исторические метанарративы, важнейшим из которых было христианство. Христианство вообще можно назвать источником идеологии исторического мессианизма, поскольку в осмыслении противостояния Ветхого и Нового заветов создавались ключевые идеи консерватизма и мессианства. Как образец революционно-мессианской логики рассуждения в статье рассматривается теория «пропаганды» русских марксистов-богостроителей, образцом второго служит критика Нового завета В. В. Розановым.

Ключевые слова:

мессианизм марксизм политический консерватизм ветхий и новый завет богостроители м. горький а.в. луначарский в.в. розанов. messianism marxism political conservatism old testament new testament god-builders m. gorky a.v. lunacharsky v.v. rozanov

Рубрики:

История и теория социологии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:


полная версия страницы

© 1998-2020. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)