Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

(2019). Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach [Системы высшего образования в России и Беларуси: сравнительный подход]. Мир России, 28(4), 112-127. https: ...



Титаренко Л.Г.
(2019). Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach [Системы высшего образования в России и Беларуси: сравнительный подход]. Мир России, 28(4), 112-127. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127
ISSN 1811-038X
DOI 10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41106115

Размещена на сайте: 06.04.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://mirros.hse.ru/index.php/mirros/article/view/10019 (дата обращения 06.04.2020)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Титаренко Л.Г. (2019). Higher Education Systems in Russia and Belarus: A Comparative Approach [Системы высшего образования в России и Беларуси: сравнительный подход]. Мир России, 28(4), 112-127. https://doi.org/10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127
DOI: 10.17323/1811-038X-2019-28-4-112-127

Аннотация

Проблема модернизации высшего образования в России и Беларуси является по-прежнему актуальной, несмотря на многочисленные изменения, внесенные в системы высшего образования обеих стран в постсоветский период. Цель статьи – показать сходство и различия в практике развития систем высшего образования России и Беларуси. Анализ базируется на статистических материалах развития высшего образования двух стран, изучении литературы, эмпирических данных опросов студентов и материалах качественного исследования в Беларуси, проведенного методом глубинных экспертных интервью в 2018 г. Отправной точкой высшего образования для обеих стран служила советская модель, но со временем каждая из них стала развивать это наследие по-своему. Несмотря на наличие общих черт в организации и управлении высшим образованием, в настоящее время эта сфера в Беларуси отличается более высокой централизацией управленческих решений и их реализации на практике, чем в России. Централизм находит выражение в большем единообразии образовательных программ, вузовской практики и в директивном принятии решений. В статье показано, что в российском высшем образовании быстрее идет процесс регионализации, проявляющийся в активном привлечении иностранных студентов. В Беларуси подобные процессы имеют сходный вектор, однако идут происходят медленнее. Обе страны не желают отказываться от национальных приоритетов при внедрении Болонских принципов, при этом уровень имплементации Болонских реформ в России выше. Независимо от изменений в архитектуре высшего образования, проблемы его качества и мотивации студентов остаются в повестке дня до сих пор. Вполне очевидно, что белорусская модель централизации системы высшего образования несколько отличается от российской. Обе страны находятся в ситуа­ции поиска ответов на глобальные вызовы, адаптированные к их национальным социально-экономическим и политическим условиям. Делается вывод, что Россия и Беларусь объективно заинтересованы в изменениях систем высшего образова­ния, которые будут способствовать эффективному развитию этих стран.

Ключевые слова:

высшее образование реформы российская федерация республика беларусь регионализм интеграция higher education changes russian federation republic of belarus regionalism integration

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: