(2020) Самообразование в механизмах профессиональной адаптации студентов московских гуманитарных вузов

(2020) Самообразование в механизмах профессиональной адаптации студентов московских гуманитарных вузов



Пинчук А.Н., Карепова С.Г., Тихомиров Д.А.
(2020) Самообразование в механизмах профессиональной адаптации студентов московских гуманитарных вузов. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 78–99.
ISSN 2306-6946
DOI: 10.31119/jssa.2020.23.3.4

Размещена на сайте: 04.11.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/?q=en/Pinchuk_Karepova_Tikhomirov_2020_3_Article (дата обращения 04.11.2020)



Ссылка при цитировании:

Пинчук А.Н., Карепова С.Г., Тихомиров Д.А. (2020) Самообразование в механизмах профессиональной адаптации студентов московских гуманитарных вузов. Журнал социологии и социальной антропологии, 23(3): 78–99.
DOI: 10.31119/jssa.2020.23.3.4

Аннотация

Статья посвящена вопросам профессиональной адаптации студентов социально-гуманитарного профиля в условиях возрастающей значимости цифровых компетенций современных специалистов. С опорой на социологические теории прорабатываются научно-исследовательские подходы к изучению профессиональной адаптации в социокультурном аспекте. В контексте интерпретативного теоретического направления раскрывается деятельностный аспект адаптации и эксплицируются теоретико-методологические основания анализа образовательных практик в механизмах профессиональной адаптации. Особое внимание уделяется практикам самообразования, которые содержат существенный потенциал личностно-профессионального развития в течение всей жизни индивида. Представлены результаты эмпирического исследования, осуществленного авторами в московских гуманитарных вузах в 2019 г. На основе полученных данных определены преимущества самообразования в восприятии опрошенных студентов, изучена потребность обучающейся молодежи в развитии цифровых компетенций, проанализированы распространенность и содержательные характеристики практик самообразования, направленных на самостоятельное развитие цифровой составляющей профессиональной подготовки. Установлены отличия в оценке значимости самообразования как профессиональной компетенции и способа профессиональной адаптации в группах респондентов, дифференцируемых по критерию опыта работы. Сделан вывод о том, что для студентов, профессиональная адаптация которых проходит исключительно в вузе, самообразование представляет важную характеристику компетентностного профиля востребованного специалиста. Однако в сфере личных инициатив адаптационный ресурс самообразования слабо актуализирован в данной группе респондентов, что опосредовано рядом причин, в частности ориентацией на социальную ответственность будущих работодателей, нехваткой свободного времени и личностными особенностями. Напротив, те студенты, которые приобрели опыт трудовой деятельности, гораздо чаще демонстрируют воспроизводство практик самообразования в способах профессиональной адаптации. Показана необходимость дальнейшего исследования образовательных практик в механизмах профессиональной адаптации молодого поколения специалистов, которые могут столкнуться с различными трудностями на рынке труда в динамично меняющихся условиях современной реальности.

Ключевые слова:

образовательные практики практики самообразования профессиональная адаптация способы адаптации цифровые компетенции студенты educational practices self-education practices professional adaptation ways of adaptation digital competencies students

Рубрики:

Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации: