Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Методологическая середина как инструмент изучения социальной реальности



Давыдов А.П.
Методологическая середина как инструмент изучения социальной реальности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 529-564.

Глава из книги: Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. – 592 с.
ISBN 978-5-94881-487-2
DOI 10.19181/ezheg.2020.23

Размещена на сайте: 06.11.20

Текст статьи.


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Давыдов А.П. Методологическая середина как инструмент изучения социальной реальности // Россия реформирующаяся: ежегодник: вып. 18 / отв. ред. М. К. Горшков – М. : Новый Хронограф, 2020. С. 529-564.
DOI: 10.19181/ezheg.2020.23

Аннотация

В статье рассматривается возможность интерпретации смысла «середины» как методологического инструмента изучения социальной реальности. Анализируются различные типы «середины». «Середина» Ж. П. Сартра/В. С. Библера имеет либеральнокартезианские корни. Через принцип «Я ответствен за мое бытие-для- Другого, но Я не есть его основание» она нацелена на овладение и контроль Другого со стороны Я. Этот тип «середины» допускает единство Я с Другим при сохранении независимости субъектов друг от друга. Это единство субъектов предполагает регулирование отношений между ними через изменение предмета диалога (межполюсной «середины») и перехода от диалога как одноразового акта к процессу многоуровневой диалогизации. Приводятся примеры Вестфальского мирного договора между католиками и протестантами (1649 г.) и Брест-Литовского мирного договора между Россией и Германией (1918 г.) как примеры удачной смены предмета диалога. «Середина» М. М. Бахтина/В. А. Лекторского имеет социал-демократические/христианско-демократические корни. Через принцип «Я для Другого с точки зрения Другого/Другой для меня с моей точки зрения» она нацелена на формирование общего основания братской культуры Я и Другого. Этот тип строит единство Я с Другим как результат внутренней потребности обоих в служении друг другу. «Друг для друга» и «друг от друга» могут быть сведены в тождество в идее «середины» Р. С. Гринберга на материале государственно-частного партнерства. В этом варианте «середины» независимость (инструмент «от») и служение (инструмент «для») порождают инструмент «для/от» как методологию «середины». Предлагается также рассматривать логику эволюции культуры через схему перехода от идеи одноразового диалога к идее многоуровневой диалогизации: «тезис-антитезисхаос (борющаяся внутри себя между внутренними противоположностями «середина») — тезис-антитезис…».

Ключевые слова:

середина медиация диалог диалогизация субъект картезианство для от бахтин-лекторский эпистемология middle mediation dialogue dialogization subject cartesianism for from bakhtin-lektorsky epistemology

Рубрики:

История и теория социологии
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: