Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Мусульманские сообщества в Казани начала XXI века: причины подъема и спада исламского молодежного активизма



Гузельбаева Г.Я., Мчедлова М.М.
Мусульманские сообщества в Казани начала XXI века: причины подъема и спада исламского молодежного активизма // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 247—268. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1617.
ISSN 2219-5467
DOI 10.14515/monitoring.2020.3.1617
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43713219&

Размещена на сайте: 20.11.20

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1617 (дата обращения 20.11.2020)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Гузельбаева Г.Я., Мчедлова М.М. Мусульманские сообщества в Казани начала XXI века: причины подъема и спада исламского молодежного активизма // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 247—268. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.3.1617.
DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1617

Аннотация

Современность побуждает к переосмыслению традиционных интерпретаций общества и политики в контексте секулярной парадимгмы. Многообразие форм возвращения религии в публичную сферу, пересечение институционального и не институционального аспекта имплицируют возникновение новых социальных форм гражданской активности, фокусирующихся вокруг религиозных референтов. Социологические исследования последнего десятиления позволяют утверждать, что среди татарского населения , традиционно исповедующего ислам, эти процессы в значительной степени затронули молодёжь. Примерами нинициативных групп Казани являются объединения Сознание и Алтын-Урта, созданные студентами-мусульманами в 2004-2012 гг. Глубинные интервью с их участниками, проведённые лично авторами в 2012-2013 и 2018-2019 гг., составляют основу данной статьи. На пике религиозного возрождения эти объединения пересекли отведённую религии границу приватной сферы и стали осваивать публичное пространство, выстраивая свои стратегии в соответствии с исламскими представлениями. Созданные как инициативы снизу, организации сконцентрировали свою активность на уровне гражданского общества, не вступая на территорию государственных институтов и политических процессов. Их деятельность осуществлялась на пересечении религиозной и социальной сфер, а жизненные стратегии их участников выстраивались на таких принципах, как самоидентификация в качестве движения мейнстрима, которое имеет позитивных имидж и ассоциируется с трендовой тенденцией принадлежности к исламскому (глобальному) сообществу; амбициозное целеполагание, выходящее за узкогрупповые рамки; мобильность реакции на новые вызовы; отказ от иерархических патерналистских стратегий и тяготение к горизонтально-сетевым формам участия. Наблюдающийся спад активности рассматриваемых организаций, их исключение из гражданского поля, сведение многообразной гражданской активности к узким направлениям поддержки татарской культуры и языка, потребностям семейной религиозной социализации обозначают проблемы более широкого плана. Они связаны со спецификой формакта взаимоотношений между властью и обществом, между религией и обществом, уровнем социальной активности в России и эффективностью жизненных стратегий, включающих использование религиозного ресурса.

 

Ключевые слова:

религия современность деприватизация религии молодежь исламские сообщества жизненные стратегии молодежи гражданский активизм religion deprivatization of religion youth youth life strategy civil activism modernity muslim communities

Оглавление

Рубрики:

Социология религии



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: