Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации



Фейгина А.Я., Авдеева В.П., Одинокова В.А., Русакова М.М.
Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13-14. С. 86-107. DOI: 10.25990/socinstras.pss-13-14.eccj-s536
ISSN 2308-3166
DOI 10.25990/socinstras.pss-13-14.eccj-s536

Размещена на сайте: 25.12.20

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Фейгина А.Я., Авдеева В.П., Одинокова В.А., Русакова М.М. Сети социальной поддержки семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации // Петербургская социология сегодня. 2020. № 13-14. С. 86-107. DOI: 10.25990/socinstras.pss-13-14.eccj-s536
DOI: 10.25990/socinstras.pss-13-14.eccj-s536

Аннотация

В данной статье представлено описание формальных и неформальных ресурсов социальной поддержки семей с детьми, получающих социальные услуги районных Центров социальной помощи семье и детям в Санкт-Петербурге. Проблема исследования заключается в недостатке информации о ресурсах социальной поддержки семей с детьми, которые получают услуги организаций системы социальной защиты. Целью нашего исследования является описание и классификация сетей социальной поддержки детей и семей. Методология исследования основана на стратегии framework анализа. В выборочную совокупность были включены 59 кейсов, каждый из которых включал в себя — интервью с ребенком в возрасте от 10 до 17 лет и интервью с его/ее родителем или опекуном. В процессе анализа данных нами были выявлены различные виды социальной поддержки семьи — инструментальная, материальная, информационная и оценочная поддержка, определены люди, которые оказывают тот или иной вид поддержки — к ним относятся родственники и члены семьи ребенка, школьные учителя, тренеры кружков, а также специалисты центров социальной помощи и других организаций в сфере социальной защиты. В анализ данных также вошли характеристики сетей поддержки: их размер, плотность, гетерогенность и комплексность. Наиболее распространенными видами поддержки являются инструментальная, материальная и эмоциональная. Материальную и инструментальную поддержку большинству семей оказывает бабушка ребенка. Инструментальную поддержку, которая может заключаться в помощи в воспитании младших детей, родителям оказывает сам ребенок, также от детей исходит и эмоциональная поддержка. Существенным является факт отсутствия эмоциональной поддержки в трети всех семей из выборки, признанных находящимися в социально опасном положении, и отсутствие какой-либо материальной поддержки в части семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова:

сети социальной поддержки социальное окружение семья дети неформальная поддержка social support networks social environment family children informal support

Рубрики:

Социология семьи



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: