Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным?

Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным?



Тихонов А.В., Мерзляков А.А.
Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным? // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, No 4. С. 112-127. DOI:10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7
ISSN 2408-9338
DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7

Размещена на сайте: 03.01.20

Текст статьи на сайте журнала URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2224/ (дата обращения 03.01.2021)



Ссылка при цитировании:

Тихонов А.В., Мерзляков А.А. Что мешает «прорывному» российскому проекту «Наука» стать действительно прорывным? // Научный результат. Социология и управление. 2020. Т. 6, No 4. С. 112-127. DOI:10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7
DOI: 10.18413/2408-9338-2020-6-4-0-7

Аннотация

Эта работа продолжает исследование Центром социологии управления и социальных технологий Института социологии ФНИСЦ РАН проблем готовности регионов к инновационной деятельности с учётом их причастности к различным уровням социокультурной модернизации. Но если целью первого этапа было получение предварительных данных о барьерах, препятствующих реализации целей и задач системы научного-технического развития (СНТР), связанных с информационно-коммуникативными каналами обратной связи и с механизмами контроля за реализаций стратегических программ в регионах с использованием метода дистанционного анализа сайтов региональных органов власти, то на этом этапе мы получали данные от специально подобранных групп экспертов не только о ситуации в регионах, но и о сопоставлении первичной информации по отдельным программам  с реализацией программы «Наука». В итоге мы пришли к выводу, что социологическое сопровождение подготовки и реализации Стратегических документов, на примере реализации СНТР РФ, даёт не полную картину организации работы в регионах по решению социально-экономических проблем их развития. В ходе анализа контента сайтов региональных органов власти и материалов экспертизы в регионах оказалось возможным понять интенцию систем управления и то, на что, преимущественно, направлены интересы руководства: на дело или на отчётность, получить более полные данные о содержании и структуре социальных условий в регионах, непосредственно влияющих на процесс реализации стратегически важных для страны решений на основе таких документов как Концепция, Стратегия и Программа инновационного развития. Но в отношении проекта «Наука» сложилась неоднозначная ситуация: с одной стороны, эксперты ставят данный национальный проект в качестве одного из ключевых (80%), а с другой отмечают, что население вряд ли будет сильно его поддерживать (34%) и неизвестно как справится с этой задачей администрация регионов, находящихся на разных этапах социокультурной модернизации. Для более полного выяснения проблемной ситуации был сформулирован и изучен перечень специфических факторов (условий), способствующих превращению национального проекта «Наука» в драйвер осуществления других национальных проектов, таких как административно-управленческие, финансовые, экономические, политические и социальные и сделаны предложения организационно-управленческого характера. Это позволило сделать выводы о создании в регионах специальных оргструктур для более полного использования потенциала национального проекта «Наука»

 

Ключевые слова:

стратегии научно-технологического развития уровень социокультурной модернизации региона дистанционные методы исследований оценка реализации стратегий развития специфические факторы (условия) модернизации драйвер модернизации региона программа наука scientific and technological development strategies level of socio-cultural modernization of the region remote research methods assessment of the implementation of development strategies specific factors (conditions) of modernization driver of the modernization of the region science program

Рубрики:

Социология управления
Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: