Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и



Галиндабаева В.В., Карбаинов Н.И.
Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4 С. 204–232. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8
ISSN 1029-8053
DOI 10.31119/jssa.2020.23.4.8
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44472845

Размещена на сайте: 14.01.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://jourssa.ru/sites/all/files/volumes/2020_4/Galindabaeva_Karbainov_2020_4.pdf (дата обращения 14.01.2021)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Галиндабаева В.В., Карбаинов Н.И. Карымы и метисы в Бурятии: маргинальные люди и/или культурные посредники // Журнал социологии и социальной антропологии. 2020. Т. 23. № 4 С. 204–232. https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8
DOI: 10.31119/jssa.2020.23.4.8
Galindabaeva V.V., Karbainov N.I. (2020) Karymy i metisy v Buryatii: marginal’nyye lyudi i/ili kulturnyye posredniki [Karyms and mestizos of Buryatia: marginal man and/or cultural broker]. Zhurnal sotsiologii i sotsialnoy antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 23(4): 204–232 (in Russian). https://doi.org/10.31119/jssa.2020.23.4.8

Аннотация

На примере карымов и метисов Бурятии рассматриваются основные причины формирования и устойчивости воспроизводства метисных идентично- стей и то, как эти группы существуют на границах этнических массивов. Научные дискуссии вокруг смешанного (метисного) населения сосредоточены на том, как двойственное этническое/расовое происхождение потомков от межэтнических браков влияет на их социальный статус и положение в обществе. С одной сторо- ны, ученые активно используют концепцию «маргинального человека», с другой стороны, исследователи используют понятие «культурного брокера/посредника». Статья основана на материалах эмпирического исследования, при проведении ко- торого были использованы методы исторической науки и социологии. Мы пока- зываем, как возникают и воспроизводятся метисные идентичности карымов и ме- тисов в рамках «маргинальных ситуаций» и «культурного посредничества». Карымы подвергались маргинализации русскими и бурятами на основании сме- шанного происхождения и (или) религиозной принадлежности, а метисы — на основании их внешности (фенотипа). В то же время карымы осуществляли куль- турное посредничество, занимая позиции священников, учителей, ямщиков и чи- новников. Метисы же могут выступать культурными брокерами в отношениях федеральных и региональных элит в сложных политических условиях. Социаль- ная дистанция между русскими и бурятами значительно сократилась за последнее столетие, поэтому претерпели изменения условия, в которых потомки от смешан- ных браков маргинализуются и осуществляют культурное посредничество. На примере карымов и метисов Бурятии рассматриваются основные причины формирования и устойчивости воспроизводства метисных идентичностей и то, как эти группы существуют на границах этнических массивов. Научные дискуссии вокруг смешанного (метисного) населения сосредоточены на том, как двойственное этническое/расовое происхождение потомков от межэтническихбраков влияет на их социальный статус и положение в обществе. С одной стороны, ученые активно используют концепцию «маргинального человека», с другой стороны, исследователи используют понятие «культурного брокера/посредника».Статья основана на материалах эмпирического исследования, при проведении которого были использованы методы исторической науки и социологии. Мы показываем, как возникают и воспроизводятся метисные идентичности карымов и метисов в рамках «маргинальных ситуаций» и «культурного посредничества».Карымы подвергались маргинализации русскими и бурятами на основании смешанного происхождения и (или) религиозной принадлежности, а метисы — н аосновании их внешности (фенотипа). В то же время карымы осуществляли культурное посредничество, занимая позиции священников, учителей, ямщиков и чиновников. Метисы же могут выступать культурными брокерами в отношенияхфедеральных и региональных элит в сложных политических условиях. Социальная дистанция между русскими и бурятами значительно сократилась за последнее столетие, поэтому претерпели изменения условия, в которых потомки от смешанных браков маргинализуются и осуществляют культурное посредничество.

Ключевые слова:

маргинальный человек культурный посредник буряты метисы карымы метисация ассимиляция бурятия marginal man cultural broker buryats mestizos karyms racial and cultural intermixing assimilation buryatia

Рубрики:

Этносоциология
Региональная социология



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: