Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия

Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия



Кузнецов И.С.
Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 232-249. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9407

Глава из книги: Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. – 415 с. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9376
ISBN 978-5-89697-350-8; ISSN 2658-3402
DOI 10.19181/obrnaukru.2020.12
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44868397

Размещена на сайте: 01.04.21

Поискать полный текст на Google Academia

Ссылка при цитировании:

Кузнецов И.С. Высшее образование как детерминанта обобщенного доверия // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 / Отв. ред. А. Л. Арефьев; ФНИСЦ РАН. – М.: ФНИСЦ РАН, 2020. С. 232-249. URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_id=1198&id=9407
DOI: 10.19181/obrnaukru.2020.12

Аннотация

Статья посвящена изучению влияния образования на обобщенное доверие. Образование в современных исследованиях рассматривается как один из основных предикторов доверия. Особенность его влияния состоит в том, что более образованный человек чаще доверяет малознакомым людям. Подобная связь наблюдается во многих странах. При этом в отечественных исследованиях отмечается неоднозначность влияния образования на обобщенное доверие. С одной стороны, подтверждается положительная взаимосвязь между ними, тогда как с другой – утверждается, что наименее образованные люди чаще склонны оказы- вать обобщенное доверие. Некоторые исследователи объясняют второй случай тем, что наименее образованные люди чаще находятся в разных формах личност- ных отношений, в то время как более образованные – чаще в безличных. Исходя из этого в работе ставятся следующие вопросы: связаны ли высшее, начальное и не- полное среднее образование с обобщенным доверием, и в каких формах социаль- ных отношений (личных или безличных) чаще доверяют наиболее образованные люди, а в каких, наименее, образованные. На основании данных 7-й волны меж- странового исследования жизненных ценностей населения России (World Values Survey) даются ответы на эти вопросы. Положительная связь наблюдается только между высшим образованием и обобщенным доверием. Кроме того, высокий уро- вень образования связан с доверием в более безличных отношениях. Статья посвящена изучению влияния образования на обобщенноедоверие. Образование в современных исследованиях рассматривается как одиниз основных предикторов доверия. Особенность его влияния состоит в том, чтоболее образованный человек чаще доверяет малознакомым людям. Подобнаясвязь наблюдается во многих странах. При этом в отечественных исследованияхотмечается неоднозначность влияния образования на обобщенное доверие. С од-ной стороны, подтверждается положительная взаимосвязь между ними, тогда какс другой – утверждается, что наименее образованные люди чаще склонны оказы-вать обобщенное доверие. Некоторые исследователи объясняют второй случайтем, что наименее образованные люди чаще находятся в разных формах личностных отношений, в то время как более образованные – чаще в безличных. Исходя изэтого в работе ставятся следующие вопросы: связаны ли высшее, начальное и не-полное среднее образование с обобщенным доверием, и в каких формах социальных отношений (личных или безличных) чаще доверяют наиболее образованныелюди, а в каких, наименее, образованные. На основании данных 7-й волны межстранового исследования жизненных ценностей населения России (World ValuesSurvey) даются ответы на эти вопросы. Положительная связь наблюдается толькомежду высшим образованием и обобщенным доверием. Кроме того, высокий уровень образования связан с доверием в более безличных отношениях.

Ключевые слова:

образование высшее образование обобщенное доверие радиус доверия education higher education generalized trust radius of trust

Рубрики:

Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: