(2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https: ...

(2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https: ...



Григорьева И.А., Парфенова О.А.
(2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22
ISSN 1727-0634
DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=45584680

Размещена на сайте: 27.04.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://jsps.hse.ru/index.php/jsps/article/view/12236 (дата обращения 27.04.2021)



Ссылка при цитировании:

Григорьева И.А., Парфенова О.А. (2021). Социально ориентированные НКО и социальные предприятия как драйверы разгосударствления социального обслуживания: барьеры и возможности. Журнал исследований социальной политики, 19(1), 7-22. https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22
DOI: 10.17323/727-0634-2021-19-1-7-22

Аннотация

«Золотой век» социального государства – в прошлом, оно дрейфует в сторону все более сложных и смешанных моделей, к плюрализации (welfare pluralism). Наряду с этим неолиберальный подход в социальной политике, который реализует в последние годы российское государство, привел к увеличению числа «смешанных» субъектов социальной политики. Речь идет о множестве малых или индивидуальных «предприятий», находящихся в широком спектре от прибыльного бизнеса до благотворительности. Социальные предприятия и социально ориентированные НКО (СО НКО) – поставщики социальных услуг, взаимодействующие в одном поле и конкурирующие за государственные субсидии или гранты. В статье на примере социального обслуживания пожилых людей в Санкт-Петербур­ге и Ленинградской области мы отвечаем на вопросы: как происходит разгосударствление социального обслуживания? Каковы барьеры и возможности этого процесса? В рамках теории текущие изменения требуют опоры на классический подход к анализу межсекторных взаимодействий в социальной политике. Использованные для анализа материалы включают в себя: актуальные нормативно-правовые акты; статистические данные; выступления чиновников; научные публикации; материалы с сайтов НКО. В статье показывается, что СО НКО и социальное предпринимательство играют важную роль в разгосударствлении социальных сервисов, которое ускорилось в 2015 г. после принятия Федерального закона о социальном обслуживании. На практике государственные службы зачастую создают организационные и финансовые барьеры для НКО, стремясь сохранить монополию в сфере социального обслуживания. Повысить устойчивость работы НКО могут эндаумент-фонды, но создать их удается редким (даже крупным) НКО. Среди других барьеров – низкая информированность о работе НКО и уровень доверия к ним со стороны населения, плохо отработанный механизм сбыта продукции и услуг. Разгосударствление посредством активного вовлечения СО НКО и социальных предприятий открывает возможности для того, чтобы они эффективно компенсировали несовершенство государственных сервисов, повышали самообеспечение и самозанятость населения. Негосударственные поставщики социальных услуг меняют поле решения социальных проблем, превращая пассивных «получателей услуг» в активных агентов.

Ключевые слова:

социальное предпринимательство разгосударствление нко барьеры social entrepreneurship denationalization npos barriers

Рубрики:

Социальная политика и управление
Социальная структура и стратификация



Возможно, вам будут интересны другие публикации: