Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений

Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений



Колесникова Е.М., Куденко И.А.
Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 239-252.
ISSN 2313-2272
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-239-252
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46322206

Размещена на сайте: 30.06.21

Текст статьи на сайте журнала URL: http://journals.rudn.ru/sociology/article/view/26814 (дата обращения 30.06.2021)



Ссылка при цитировании:

Колесникова Е.М., Куденко И.А. Школьники о STEM-профессиях: общие и гендерные особенности представлений // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2021. Т. 21. № 2. С. 239-252.
DOI: 10.22363/2313-2272-2021-21-2-239-252

Аннотация

Сохраняющийся гендерный дисбаланс на рынке труда в России и в мире закладывается в значительной мере еще в школьные годы, в период активного формирования профессиональных предпочтений и человеческого капитала. Статья посвящена взглядам юношей и девушек — учащихся школы — на различные аспекты профильных STEM-предметов школьной программы, включая их интересы и оценки школьного преподавания STEM, их роль в выборе карьеры, связанной со STEM, а также представления школьников о STEM-профессиях. Авторы обращаются к советскому опыту преодоления гендерного неравенства на рынке труда, в частности, привлечения женщин и девушек в промышленность и профильное техническое образование. Результаты разведывательного исследования свидетельствуют, что у большинства девочек, особенно не включенных в специальные образовательные проекты, ориентированные на STEM, школьные профильные уроки не способствуют изменению гендерных предубеждений в отношении профессий. С этой задачей наиболее эффективно справились бы занятия, ориентированные не на академическую успеваемость, а на знакомство с профессиями, востребованными на рынке труда. Такой опыт необходим: невозможно выбрать даже самую перспективную профессию, если не знаешь о ней или принципиально убежден, что не справишься с той или иной работой; одновременно нужно понимать, что у некоторых сегодняшних профессий слишком короткое будущее, например, в силу неизбежных последствий автоматизации. Позиционирование школьниками всех профессий как гендерно нейтральных может быть использовано для позитивной проработки проблем, выстраивания профориентационной деятельности с учетом тех аспектов, что особенно важны для девушек и юношей, даже если пока они воспринимаются негативно

Ключевые слова:

социология профессий инженер воспроизводство инженерных кадров stem школа профориентация выбор профессии гендерные стереотипы sociology of professions engineer reproduction of engineering personnel school career guidance career choice gender stereotypes

Рубрики:

Социология профессий и профессиональных групп
Социология образования



Возможно, вам будут интересны другие публикации: