Институт социологии
Федерального научно-исследовательского социологического центра
Российской академии наук

Социокультурный раскол в современной России: в поисках середины



Давыдов А.П.
Социокультурный раскол в современной России: в поисках середины // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып. 1-2 (№№ 109-110). С. 64-75
ISSN 1606-951X
DOI 10.30936/1606_951X_2021_23_1_2_64_75
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=45832994

Размещена на сайте: 06.07.21

Поискать полный текст на Google Academia

Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Давыдов А.П. Социокультурный раскол в современной России: в поисках середины // Личность. Культура. Общество. 2021. Том XXIII. Вып. 1-2 (№№ 109-110). С. 64-75
DOI: 10.30936/1606_951X_2021_23_1_2_64_75
Davydov A.P. Socio-cultural split in modern Russia: in search of the middle. Personality. Culture. Society. 2021. Volume XXIII. Issue 1-2 (No. 109-110). PP. 64-75.

Аннотация

Проблематика статьи располагается в области, которую можно назвать «проектная социология». Общество, решая задачи, которые не записаны в дуализме исторически сложившейся культуры и отказываясь от мышления противоположными абсолютами, в межсубъектном смысловом пространстве, формирует представление о межсубъектных «серединах» как новых интеграторах, нацеленных на преодоление угрозы социокультурного раскола в обществе. Предлагаются к рассмотрению: 1) «середина-для» М.М. Бахтина / В.А. Лекторского, нацеленная на служение Другому в системе «Я-Другой». Это служение императиву совместной деятельности через нахождение общей точки зрения на конструируемую Я и Другим совместность. 2) «Середина-от» Ж.-П. Сартра / Р.С. Гринберга, которая в системе «Я-Другой» защищает независимость противоположностей друг от друга в акте взаимопроникновения через общественный договор, охраняя общее дело от узурпации одной из сторон и предотвращая образование синкрезиса «власть-собственность». 3) «Середина как инобытие-с» М. Шелера / Ю.М. Резника, которая, через диалог и свободный выбор, преодолевая исторически сложившиеся факторы раскола, устанавливает в системе «Я-Другой» некий элитарный мета-антропологический идеал бытия Иного, поднимая объединяющую рефлексию смысла бытия как нового основания на новый уровень - ино-уровень. Первые две «середины» формируют методологическое тождество «для/от» в качестве диалогичного инструмента борьбы и человека-реформатора, и изменяющегося общества с угрозой раскола в динамичных системах «субъект - объект», «субъект-субъект». Третья середина - это одна из региональных гражданских элитарных середин. Вместе с тем она несет в себе всеобщность, так как предлагает два важнейших общецивилизационных критерия выживаемости: 1) бегство людей из стереотипов исторически сложившейся культуры в Иное (в строительство новой культуры), если накопленная культура неспособна обезопасить их от угрозы внутреннего раскола и обеспечить им высший уровень духовного развития, и 2) вхождение в пространство «бытия возможного» через формирование проекта трансперсонального Иного, ценность которого измеряется смертью, как авангардного способа воспроизводства и культурно-инодуховного и рационально-иносоциального.

Ключевые слова:

середина медиация иное лекторский сартр резник гринберг ахиезер культура социальность раскол диалог трансперсональность межсубъектность проект для от middle mediation other lectorsky sartre reznik greenberg akhiezer culture sociality split dialogue transpersonality intersubjectivity project for from

Рубрики:

Социология
Социология культуры



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



КОММЕНТАРИИ К ЭТОЙ СТРАНИЦЕ



rss подписаться на RSS ленту комментариев к этой странице
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Комментарии. Всего [0]: