В статье идет речь о возросшей значимости социальной коммуникации для современного человека и социальной целесообразности развития таких направлений науки о социальной коммуникации, которые изучают смысловые характеристики информационных потоков. Особую важность такое знание получает в ситуации современных информационных (смысловых) войн, направленных на качественные изменения в социальных представлениях миллионов людей. Разработанная в России семиосоциопсихологическая концепция социальной коммуникации позволяет доказательное выявление смыслов и их латентных механизмов, в том числе смыслов манипулятивной направленности. Концепт «смысл» рассматривается как виртуальный многоуровневый конструкт, включающий несколько уровней взаимозависимых и иерархически организованных коммуникативно-познавательных программ, ориентированных на интенциональную (мотивационно-целевую) доминанту.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ…………………………………………………………………………...3
ПРИВЕТСТВИЕ И.Н. Розиной, Президента Российской коммуникативной организации ..5
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО
Адамьянц, Т.З. Социальная коммуникация как сфера конструирования социальных смыслов………………………………………6
Богомолова, Т.Ю., Щербакова, Д.М. Онлайн-петиции как способ коммуникации населения и власти в цифровую эпоху……………………11
Дабежа, В.В. Стикерпаки мессенджеров как тренд развития интернет-мемов……………………………………….....................17
Дмитриева, О.В. К вопросу о посттрудовой социализации в современном белорусском обществе………………………………………………….23
Екадумов, А.И. Порядки контроля над насилием и производство рисков в цифровом обществе………………………………………….27
Калачева, И.И. Межпоколенная коммуникация в частной жизни: социокультурные барьеры и их последствия…………………………….......................32
Коваленко, В.Д. Поздравление с религиозным праздником как форма государственно-конфессиональной коммуникации в сети: опыт исследования Северо-Запада……………………………………….......................38
Королева, И., Рейне, И., Александров, А. В период пандемии COVID-19, и роль цифровых технологий в снижении социальной изоляции среди пожилых людей: пример Латвии…………………………………........................43
Кутарев, Ф.Л. Игровая зависимость и коморбидная патология личности………………………………………......................49
Rämmer, А. Dynamics of work values in 4 Baltic sea region countries…………………...53
Рубанов, А.В. Цифровое общество и технологии в Беларуси: социологический анализ…………………………………………………………………56
Haz-Gomez, F.E., Manzanera-Roman, S. E-government and the elderly; research on digital isolation among the elderly……………………………………………62
Шилова, В.А. Связь включенности человека в коммуникативные процессы с оценкой собственного социального благополучия………...…………………………67
ИССЛЕДОВАНИЯ КОММУНИКАЦИИ
Агеенкова, Е.К., Гребень, Н.Ф. Психиатрическая и правовая оценка ведения войны с террористической группировкой «Исламское государство»………………………………………………………………..72
Ефимова, Н.В. Имидж/образ Беларуси в российских интернет-сми: опыт контент-аналитического исследования…………………………………………...77
Ефимова, Н.В., Волкова, Е.А. Динамика гендерных стереотипов в рекламной коммуникации ……………………………………………………………..81
Ефимова, Н.В., Жешко, Е.И. Internet studies: основные идеи и тренды в исследованиях интернета…………………………………84
Кармызова, Д.Д. Социальные медиа как часть полисоциального контекста…………………………………………………..90
Лебедева, Е.В. Коммуникация с соседями: «право на город», социальные сети и онлайн сообщества…………………………………………………95
Миронцов, И.В. Организационно-методические аспекты проведения онлайн фокус-групп……………………………………………………….101
Муракас, Р. Оцифровка исторических материалов исследований социальных наук как источник данных современных исследований……………….107
Привалова, В.И. Цифровая среда как новая реальность коммуникации………………………………………………..…110
Сарна, А.Я. Цифра, код и алгоритм……………………………………………………114
Сергеева, О.В. От геймифицированного опроса к исследовательской игре: подход с точки зрения интерактивной визуальности…………………………………120
Шук, М.П. Анализ восприятия рекламы йогуртов с помощью метода семантического дифференциала…………………………………123
НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ И ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ
Ананичева, Я.Я., Аликперов, И.М. Современные PR-коммуникации в продвижении музейного центра……………………………………………………...130
Васильев, В.И., Хаймин, Е.С. Разработка интернет-портала продвижения аддитивных технологий 3d-печати по металлу для развития малого и среднего бизнеса (в рамках проекта «От идеи до 3d-печати»)……………………....................135
Голуб, О.Ю. Репутация во время кризиса: риски, управление, эффективный PR………………………………………………….139
Кириллова, А.В. Типология коммуникационных стратегий религиозных организаций с внешними целевыми аудиториями: методологический аспект…………………………………………………....................145
Колик, А.В. Медиакоммуникация брендов в процессе событийного маркетинга…………………………………………………..151
Красковская, Д.С. Social media marketing (SMM) как эффективный инструмент коммуникации с будущим потребителем………………………………..156
Пинчук, И.В. Большие данные и возможности их использования в междисциплинарных исследованиях ……………………………………………….160
Селиванюк, А.Р. Факторы формирования деловой репутации компании …………………………………………………………164
Сидорская, И.В. Корпоративная коммуникация в условиях турбулентности ………………………………………………....................170
Терещенко, М.С. Взаимодействие агентов медиарекламного рынка Беларуси относительно индустриального исследования: постановка задачи исследования…………………………………………….....................176
Фаблинова, О.Н. Тайный покупатель как метод оценки потребительского опыта: использование современных технологий………………...180
Фофанова, Г.А. Организационная лояльность и удаленная работа в контексте COVID-19……………………………………….186
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Велько, О.В. Социологическое изучение удовлетворенности студентов качеством получаемого образования методом онлайн мониторинга………………..191
Гафарова, Ю.Ю. «Цифровая антропология» в подготовке специалиста по социальным коммуникациям……………………………………………………….195
Екадумова, И.В. Фактчекинг в системе гражданских компетенций личности…………………………………………………..198
Красовская, Е.В. Онлайн-обучение: дистанция или сближение?....................................……………………………………..202
Ксенда, О.Г., Клышевич, Н.Ю. Достоинства и недостатки дистанционного обучения: мнение студентов………………………………………...208
Ли, Ю. Качество высшего образования с применением информационно-коммуникационных технологий в Китае…………………………...212
Масалович, У.П. Диджитализация бизнес-обучения и тип организационной культуры……………………………………………………...218
Черевко, В.В. Персональный сайт как профессиональный инструмент преподавателя истории (на примере ресурса adverbum.org)…………………………223
МЕДИАФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
Баранова, Е.В. Эмоциональный интеллект в практиках белорусских СМИ………………………………………………………...229
Колядко, И.Н. Глобализация как фактор дивергенции социокультурных систем……………………………………………………………….232
Крывалап, А.Д. Інстаграмізмы як форма эстэтычнага пратэсту……………………..237
Легчилин, А.А. Теория культурного трансфера – новый взгляд на межкультурную коммуникацию…………………………………….241
Малышкин, Е.В. Аффекты распределенности: Шпеер и Канетти……………………246
Манжура, Д.М. «Потеря себя»: Механизм отчуждения в социальных сетях…………………………………………………………..................251
Николаева, А.Г. Цифровой этикет и его роль в формировании онлайн-идентичности……………………………………………….256
Пинюта, А.Ф. Влияние медиакультуры информационного общества на локальную аудиторию через корпоративные СМИ………………………………..260
Посталовский, А.В. Национальный медиаизмеритель: особенности становления и методологические подходы к измерению рейтингов телевидения и радио………………………………………...263
Потапова, Н.Л., Коршук, Е.В. Кросс-культурные различия в профессиональном общении математиков…………………………………………..268
Шичко, А.В. Медиакультура корпоративной прессы в современном информационном обществе…………………………………………..274
МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОММУНИКАЦИИ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ
Купчинова, Т.В., Елсукова, Н.А. Мобильные технологии в контексте повседневности белорусского общества…………………………………279
Сосновская, Н.А. Особенности восприятия информационных технологий населением Беларуси ………………………………...285
Строган, В.А., Масалович, У.П. Сторителлинг как инструмент формирования виртуальной идентичности на примере интерактивного мобильного приложения «Клуб романтики»……………………….290
Фань, Л., Вэй, Я. Короткое мобильное видео: тенденции и характеристики…………………………………………………………...296
Филиппова, М.С., Хаймина, Л.Э. Видеомаркетинг как эффективный инструмент продвижения бизнеса………………………………...300
Шишкина, Т.М. Трансформация досуга и праздности в социальных сетях……………………………………………………………………..306
© 1998-2022. Институт социологии РАН (