«Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции



Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л.
«Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2 (162). С. 464-483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765.
DOI 10.14515/monitoring.2021.2.1765
ISSN 2219-5467
РИНЦ: https://elibrary.ru/item.asp?id=46118602

Размещена на сайте: 23.09.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1765 (дата обращения 23.09.2021)


Моя книжная полка

Ссылка при цитировании:

Чернова Ж.В., Шпаковская Л.Л. «Бесконечный день сурка»: социологический анализ учебных практик студентов вузов в ситуации вынужденной изоляции // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 2 (162). С. 464-483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765.
DOI: 10.14515/monitoring.2021.2.1765
Chernova Zh., Shpakovskaya L. (2021) “Endless groundhog day”: sociological analysis of educational practices implemented by university students in a situation of forced isolation. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal. No. 2. P. 464–483. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.2.1765. (In Russ.)

Аннотация

В статье рассматриваются практики обучения во время вынужденного перехода на дистанционный формат весной 2020 г. В этот период многие молодые люди переживали кризис устройства повседневности: некоторые оказались закрытыми в ограниченном жилом пространстве в одиночестве, кому-то пришлось вернуться в родительскую семью, кто-то был изолирован в университетском общежитии. Карантин создал ситуацию глобальной поломки привычных структур повседневности и учебной деятельности. Авторов интересует, как изменилась повседневность студентов во время карантина весной 2020 г. Дистанционное обучение в условиях самоизоляции связано с изменением форм социальной включенности в учебный процесс, переструктурированием локальности и темпоральности практик обучения, досуга, свободного времени, общения и поиском новых способов «управления собой» (поддержание концентрации и включенности в образовательный процесс, борьба с прокрастинацией и попытки сделать свою повседневность комфортной). Авторы используют основные положения социологии повседневности (теория практик), фокусируясь на микроуровне анализа повседневных коммуникаций. Эмпирическими материалами исследования выступили полуструктурированные интервью со студентами, обучающимися в одном из университетов Санкт-Петербурга (N = 35). Анализ этих данных дал возможность понять, каким образом молодые люди адаптируются в ситуации обучения в изоляции, какие практики они вырабатывают и каким образом переживают эту ситуацию разрывов привычной ткани повседневности. Студенты были вынуждены переструктурировать пространство и время путем зонирования, обустройства виртуальных классов, создания нового режима дня, включения в дистантные локальности, (а)синхронизации времени учебы и внеучебных практик. Авторы описывают режимы включения в образовательные коммуникации «камера on» и «камера off», тем самым внося вклад в обсуждение более широких тем, связанных с социологическим осмыслением размывания границ между приватным и публичным в современном обществе.

 

Ключевые слова:

практики повседневности дистанционное обучение молодежь пандемия everyday life practicies distance learning youth covid-19 pandemic

Рубрики:

Социология семьи
Социология повседневных практик



Возможно, вам будут интересны другие публикации:


полная версия страницы

© 1998-2021. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)