Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов

Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов



Пешкова В.М.
Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 451—467. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1803.
ISSN 2219-5467
DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1803
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47370182

Размещена на сайте: 19.10.21

Текст статьи на сайте журнала URL: https://www.monitoringjournal.ru/index.php/monitoring/article/view/1803 (дата обращения 19.10.2021)



Ссылка при цитировании:

Пешкова В.М. Транснациональное детство. Часть I: постановка вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 4. С. 451—467. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.4.1803.
DOI: 10.14515/monitoring.2021.4.1803

Аннотация

Статья содержит постановку вопроса и обзор основных теоретико-методологических подходов к изучению места и роли детей мигрантов в современной международной миграции. Понятие «дети мигрантов» охватывает не только тех, кто приехал вместе с родителями, но и тех, кто остался в отправляющей стране. Это актуализирует вопрос о том, как международная миграция в Россию влияет на детей мигрантов «здесь» и «там», как трансформирует понимание и практики детства и каким образом влияет на миграцию их родителей и миграционную ситуацию в целом. Общей теоретической рамкой для изучения места и роли детей в миграции является антропология и социология детства. Отмечена необходимость при изучении детей мигрантов и их детства исходить из того, что дети, также как и взрослые, — активные субъекты современной транснациональной миграции. В связи с этим роль и место детей мигрантов предлагается изучать в контексте такого понятия как «транснациональное детство». В статье приводится описание основных направлений исследований детей в условиях международной миграции. Среди них исследования поколений, структурных характеристик детства в условиях миграции, практик воспитания в транснациональных социальных контекстах, распределения родительских ролей, поддержания семейных связей и организации заботы на расстоянии, изучение влияния переселения на благополучие семей мигрантов, а также образования детей мигрантов и их интеграции в стране миграции. Настоящая статья — первая часть текста, посвященного транснациональному детству в России. Во второй части, запланированной к публикации в одном из следующих номеров журнала, приводятся результаты полевого исследования роли и места детей в миграции из Средней Азии в России.

 

Ключевые слова:

международная миграция трудовая миграция дети мигрантов транснационализм транснациональные социальные пространства транснациональное детство children of migrants central asia labor migration transnationalism transnational social spaces transnational childhood

Рубрики:

Смежные дисциплины



Возможно, вам будут интересны другие публикации:



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)