Журнал: Социологический журналМогильчак Е. Л.Ориентации студентов на ценности экономической культуры

Журнал: Социологический журнал

Могильчак Е. Л.

Ориентации студентов на ценности экономической культуры

DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.20.4.236
Могильчак Елена Львовна
Уральский Федеральный Университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
кандидат философских наук, доцент кафедры прикладной социологии

Полный текст

Открыть текст

Ссылка при цитировании:

Могильчак Е. Л. Ориентации студентов на ценности экономической культуры // Социологический журнал. 2014. Том. 20. № 4. С. С. 44-58.
DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2014.20.4.236

Рубрика:

МАССОВЫЕ ОПРОСЫ, ЭКСПЕРИМЕНТЫ, МОНОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Статья посвящена анализу отношения между базовыми жизненными ценностями и ценностями экономической культуры студентов. Представлены результаты репрезентативного исследования 749 студентов-четверокурсников Екатеринбурга. На основании данных опроса ценности труда и потребления описаны в единой системе с базовыми жизненными ценностями. Подтверждена гипотеза о проецировании жизненных ценностей студентов на сферу социально-экономических отношений. Проведен сравнительный анализ четырех типологических групп респондентов с различными ценностными предпочтениями. Полученные результаты основаны на факторном и кластерном анализе. Было выяснено, что успех входит в один фактор, с одной стороны, с ценностями богатства и власти, с другой — с ценностями труда: ответственностью, самостоятельностью и творчеством в работе. Наибольшую ориентированность на значимость успеха в жизни проявили студенты из двух кластеров, в общей сложности составляющие около двух третей опрошенных. Однако средства достижения успеха в данных группах принципиально различаются.Выявлены противоречия, представляющие источники рисков в жизни студентов с разными ценностными комплексами. Автор приходит к выводу, что основным противоречием в системе ценностей экономической культуры студенчества после завершения учебы будет противоречие между моральными и индивидуалистическими ценностями.

Ключевые слова:

жизненные ценности; успех; экономическая культура; ценности труда; ценности потребления

Литература:

  • Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей / Под ред. В.Е. Мамота. М. – СПб. – Киев: DiaSoft, 2002. С. 368–397. — 608 с.
  • Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. — 480 c.
  • Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1991. — 448 c.
  • Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис (Политические исследования). 1997. № 4. С. 6–32.
  • Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. М.: Новое издательство, 2011. — 463 c.
  • Карандашев В.И. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. — 70 c.
  • Магун В., Руднев М. Жизненные ценности российского населения: сходства и различия в сравнении с другими странами // Вестник общественного мнения. 2008. № 1 (93). С. 33–58.
  • Могильчак Е.Л. Экономические ориентации студенчества — их взаимосвязи и методы формирования // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 57–62.
  • Парсонс Т. Мотивация экономической деятельности / Пер. с англ. В. Чесноковой // Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд. 2-е. М.: Академический проект, 2002. С. 329–353.
  • Щепаньский Я. Элементарные понятия в социологии / Общ. ред. и послесл. А.М. Румянцева; Пер. с пол. М.М. Гуренко. М.: Прогресс, 1969. — 240 c.
  • DiMaggio P. Culture and economy // The Handbook of economic sociology / Ed. by N. Smelser, R. Svedberg. Prinston: Prinston University Press, 1994. P. 27–57.
  • Parsons T., Smelser N. Economy and society. A study in the integration of economic and society. London: Routledge& Kegan Paul Ltd. 1956. — 322 c.

Содержание выпуска

>> Содержание выпуска 2014. Том. 20. № 4.
>> Архив журнала



© 1998-2024. Институт социологии РАН (http://www.isras.ru)